Вы здесь

Соболь А.Н. Мотивация курсантов 1-3 курсов к физкультурно-спортивной деятельности

УДК 796.011.3
 
Мотивация курсантов 1-3 курсов к физкультурно-спортивной деятельности
Алексей Николаевич Соболь, преподаватель,
Институт береговой охраны ФСБ России, г. Анапа

 
Аннотация
В процессе исследований изучались особенности мотивации курсантов к физкультурно-спортивной деятельности.
В данной статье исследуемые курсанты, осваивающие специальности 2104 «Автоматические системы управления» и 2006 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», были объединены в одни группы независимо от избранного профиля будущей профессиональной деятельности. В соответствии с методикой П. И. Третьякова (2001) все мотивы были распределены на 4 группы:
а)   мотивы высокой социальной значимости, характеризующие активную позицию респондентов в аспекте решения в рамках физического воспитания общественно важных и профессиональных задач;
б)   мотивы также высокой социальной значимости, отражающие преобладание познавательных позиций в процессе освоения основ физического воспитания;
в)   мотивы средней социальной значимости, отражающие возможность реализации полученных знаний в области физической культуры в гражданской жизни;
г)   мотивы, обусловленные ситуационным интересом, не имеющим важные социальные особенности.
В результате исследования установлено:
1.   Значительное количество курсантов с мотивами, интерпретированными нами как личная забота о физическом и психическом здоровье, характеризующимися высокой социальной значимостью.
2.   Большую группу курсантов, обладающих также мотивами высокой социальной значимости, отражающими стремление обучающихся к обеспечению дееспособности в социуме.
3.   Многочисленную группу обучающихся, обладающих мотивами средней социальной значимости, отражающими, по нашему мнению, стремление курсантов в ходе физкультурно-спортивной деятельности решать личные, но имеющие значение в общей жизнедеятельности вопросы.
4.   Уменьшающуюся по мере перехода на более старшие курсы профессиональной подготовки группу обучающихся с социально незначимыми мотивами к физкультурно-спортивной деятельности.
Ключевые слова: мотивы, курсанты, физкультурно-спортивная деятельность.
 
Литература
  1. Астафьев, В.А. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В.А. Астафьев, В.В. Борисов // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 8. – С. 11-15.
  2. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Баландин В.А. – Краснодар, 2001. – 95 с.
  3. Коренева, М.В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма / М.В. Коренева // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2014. – № 4. – С. 18-23.
  4. Лотоненко, А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Лотоненко А.В. – Воронеж, 1998. – 41 с.
  5. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 10-15.
  6. Магомадов, Р. А. Особенности мотивации курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности, к профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности / Р.А. Магомадов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 4 (98). – С. 81-87.
  7. Новикова, Е.Б. Педагогические условия социальной адаптации учащихся 4-х классов к обучению в средней школе в процессе физического воспитания / Е.Б. Новикова, Е.В. Селищева, В.А. Баландин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4 (62). – С. 77-82.
  8. Пилосян, Н.А. Формирование и особенности мотивации учебной деятельности у студентов / Н.А. Пилосян, Т.В. Черепанова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2008. – № 3. – С. 48-50.
  9. Регион: управление образованием по результатам (теория и практика) / под ред. П.И. Третьякова. – М. : Новая школа, 2001. – 880 с.
  10. Хакунов, Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях различного типа : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Хакунов Н.Х. – Краснодар, 1995. – 33 с.
  11. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 10 (116). – С. 145-150.
  12. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. – Краснодар, 1998. – 50 с.
  13. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М. : Наука, 1995. – 328 с.
Контактная информация: ukcher@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.12.2015