УДК 796.011
Типологические признаки игровой культуры в современном контексте физического воспитания
Светлана Ивановна Филимонова, доктор педагогических наук, профессор,
Педагогический институт физической культуры и спорта
Московского городского педагогического университета, г. Москва,
Татьяна Сергеевна Гришина, аспирант,
Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент,
Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматривается типология становления игровой культуры в проблеме педагогического воспитания детей. Логично и последовательно представлен процесс становления игры с учетом эпох и периодов развития общества. Вскрывается проблема современного этапа игровой деятельности населения за счет отрицательного влияние гедонизации. Представлены результаты педагогических наблюдений вскрывающих проблемы современного общества, за счет возвышения материальных потребностей над духовными. Вскрыт кризис современной детской игровой культуры за счет снижения игровой активности, а также прогрессирующее ослабление физического здоровье и развития. Выдвигается проблема современного содержания и организации физического воспитания с целью реализации полноценного развития ребенка на основе подвижных сюжетных и несюжетных игр.
Ключевые слова: типы игровых культур, этапы и периоды формирования игровой культуры, функции игровой культуры, физическое воспитание.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.П. Авдулова. – М. : Академия, 2009. – 208 с.
- Ильясов, Р.Р. Игра как предмет философского познания: онтологический и гносеологический аспекты : автореф. дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.01 / Ильясов Радик Равилович. – Уфа, 2006. – 46 с.
- Прокшина, Л.Р. Роль игры в современном российском обществе : автореф. дис. … канд. философ. наук : 09.00.11 / Прокшина Лира Рифгатовна. – Уфа, 2006. – 18 с.
- Игра : мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале : хрестоматия / авт.-сост. Е.А. Репринцева. – М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 600 с.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 192 с.
- Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Йохан Хейзинга ; сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова ; коммент., указатель Д.Э. Харитоновича. – СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
Контактная информация: sabirova27.02@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.11.2014.