УДК 796.011
Комплексный подход к физическому воспитанию студентов
Виктор Михайлович Наскалов, кандидат педагогических наук, доцент,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В результате комплексного подхода разработана многоуровневая система управления физическим воспитанием студентов вузов. Весь процесс физического воспитания нами представлен как система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга системных блоков. Каждый блок имеет свои задачи и этапы их реализации, заключенные в модули. Каждому модулю подготовки также соответствуют свои задачи, полное решение которых обеспечивает возможность перехода к следующему модулю и их взаимосвязи для решения общих задач блока. Для активизации мотивов к учебно-профессиональной деятельности студентов нами использовалась модульно-рейтинговая система обучения и контроля. Кроме этого структура многоуровневой системы, предполагает взаимосвязь блоков на четырех уровнях физического воспитания. Эта система предусматривает: усиление образовательного аспекта в содержании учебного материала, нацеленного на формирование ценностных ориентаций студентов на ведение здорового образа жизни с использованием средств физической культуры и спорта; учет взаимосвязи региональных особенностей физической подготовленности студентов первокурсников и уровня загрязнения окружающей среды; рационально организовывать их самостоятельную работу в семестре, регулярно отслеживать результаты работы обучающихся по физическому воспитанию, создавать условия для последовательного становления индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Ключевые слова: комплексный подход, многоуровневая система, физическое воспитание, студенты, модуль, рейтинг, блоки, уровни.
ЛИТЕРАТУРА
- Базилевич, М. В. Организация спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе избранного вида спорта / М.В. Базилевич // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 5. – С. 27.
- Виленский, М.Я. Конструирование содержания образования по физической культуре / М.Я. Виленский, В.В. Черняев // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. – С. 26-29.
- Капичникова, О.Б. Модернизация образовательного процесса в современном вузе / О.Б. Капичникова, О.В. Романов, А.И. Капичников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 5 (111). – С. 60-63.
- Макарова, Л.П. Концептуальные основы здоровьесберегающей педагогики / Л.П. Макарова // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 4 (8). – С. 97-99.
- Митин, А.Е. Концептуальный подход к применению гуманитарных технологий в области физической культуры : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Митин А.Е. – Санкт-Петербург, 2012. – 23 с.
- Островский, А.В. Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов вузов / А.В. Островский // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 8. – С. 39.
- Тумаров, К.Б. К вопросу о целевом и содержательном обеспечении личностно- ориентированного физического воспитания студентов / К.Б. Тумаров // European Social Science Journal. – 2011. – № 6. – С. 222-230.
- Чебатарева, Н.Е. Модульно – рейтинговая технология оценки учебных достижений студентов как фактор повышения успешности обучения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Чебатарева Н.Е. – Волгоград, 2004. – 23 с.
Контактная информация: naskalov@yahoo.com
Статья поступила в редакцию 05.11.2014.