УДК 159.99
Эмоциональный интеллект и ценностные ориентации как психологические факторы удовлетворенности жизнью у студентов
Наталья Борисовна Казначеева, кандидат психологических наук, Елена Семеновна Синельникова, кандидат психологических наук, Петербургский государственный университет путей сообщения имени императора Александра I, г. Санкт-Петербург
Аннотация
Удовлетворенность жизнью является одним из важнейших показателей субъективного благополучия личности. Целью исследования было изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций с удовлетворенностью жизнью студентов. Выборка исследования: 70 студентов ПГУПС (СПб, Россия) в возрасте 18–23 года. Применялись методики: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, опросник диагностики индекса жизненной удовлетворенности Б. Ньюгартена (в адаптации Н.В. Паниной), тестовый опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина. Результаты исследования: выявлены позитивные взаимосвязи эмоционального интеллекта и удовлетворенности жизнью, а также взаимосвязи ценностных ориентаций и удовлетворенности жизнью.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, эмоциональный интеллект, ценностные ориентации, студенты.
Литература
1. Ефремова М.В. Взаимосвязь взрослой и детской бедности с психологическими характеристиками личности / М.В. Ефремова, О.В. Полуэктова // Социальная психология и общество. – 2019. – Том 10, № 3. – С. 118–136.
2. Казначеева Н.Б. Эмоциональный интеллект и ценностные ориентации юношей и девушек Санкт-Петербурга с различным отношением к мигрантам. / Н.Б. Казначеева, М.Ю. Чохели // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы : сборник трудов LXXX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 382–385.
3. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки / А.Г. Самохвалова, Е.В. Тихомирова, О.Н. Вишневская, Н.С. Шипова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 2. – С. 32–38.
4. Синельникова Е.С. Самоорганизация и удовлетворенность жизнью студентов на самоизоляции. / Е.С. Синельникова // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования : материалы научной конференции. – Москва : Изд-во Психологический институт Российской Академии Образования, 2021. – С. 170–175.
5. Скрипкина Т.П. Отличия в основных показателях субъективного качества жизни между людьми с разной нравственной направленностью / Т.П. Скрипкина, И.В. Нехорошева // Социальная психология и общество. – 2013. – Том 4, № 2. – С. 50–58.
6. Moron, M. Perceived emotional intelligence and life satisfaction: the mediating role of the positivity ratio / M Moron // Current Issues in Personality Psychology. – 2018. V.6, No. 3. – P. 212–223.
7. Koidemir S. Differences in how train emotional intelligence predicts life satisfaction: the role of affect balance versus social support in India and Germany / S. Koidemir // Journal of Happiness Studies. – 2013. – V. 14, No. 1, P. 51–66.
Контактная информация: elena.sinelni@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 07.06.2022
Показать полный текст