УДК 796.011.2
Семантический анализ понятия «жизненно-необходимые» и «жизненно-важные» способности в терминологии физической подготовки
Владимир Владимирович Севастьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Иван Владимирович Битюцких, кандидат педагогических наук, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Аннотация
В статье представлена актуальная и недостаточно разработанная в отечественных педагогических исследованиях проблема формирования жизненно-важных и жизненно-необходимых физических способностей в системе профессиональной физической подготовке. Повышение качества профессиональной подготовки неразрывно связано с физической подготовленностью сегодняшних студентов и курсантов высших учебных заведений, в которой следует учитывать не только общепринятые основы формирования и совершенствования физических способностей, но и ранее не изученных. Семантический анализ научных публикаций основывался на ключевых единицах «жизненно-важные» и «жизненно-необходимые» способности. Определено семантическое поле изучаемой частоты встречающихся ключевых слов, выполнено ранжирование по релевантности. Можно утверждать, что в проанализированной научно-методической и учебной литературе, представленной в электронной библиотеке eLIBRARY, жизненно-важные и жизненно-необходимые способности недостаточно изучены.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическая подготовленность, способности, семантический анализ, жизненно-важные, жизненно-необходимые.
Литература
1. Дубровский А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности / А.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №3. – С. 46–50.
2. Нгуен Б.Н. Классификация текстов на основе оценки семантической близости терминов / Б.Н. Нгуен, А.Ф. Тузовский // Известия Томского политехнического университета. – 2012. – Т. 320, № 5. – С. 43–48.
3. Сабирова И.А. Повышение качества образования в профессиональной физической подготовке курсантов // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты: монография / И.А. Сабирова, А.В. Лысенко. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2022. – С. 101–111.
4. Сабирова И.А. Угрозы и внешние риски, препятствующие готовности будущих сотрудников ОВД к профессиональной деятельности, связанной с применением оружия / И.А. Сабирова, А.В. Стрижанов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1 (294). – С. 117–121.
5. Севастьянов В.В. Формирование жизненно важных способностей, умений и навыков в процессе физического воспитания студентов (постановка проблемы) / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, Н.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9 (175). – С. 257–261.
6. Севастьянов В.В. Вопросы физического воспитания студентов : монография / В.В. Севастьянов, Е.А. Стеблецов, В.И. Воропаев. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2021. – 155 с.
7. Филимонова С.И. Профессиональная самореализация сотрудников силовых структур как эффективный путь предотвращения социальных конфликтов: учебное пособие / С.И. Филимонова, С.Р. Гостева. – Москва : Еврошкола, 2002. – 134 с.
8. Шалагинов, В.Д. Научная концепция подготовки спортсменов в пожарно-спасательном спорте / В.Д. Шалагинов, Г.Н. Германов, А.Н. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 9 (187). – С. 419–429.
Контактная информация: bitiushkin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.06.2022
Показать полный текст