Вы здесь

Пастушенко Е.Е., Умаров М.М., Бычков И.А., Успенская И.М., Егоров А.Б., Сердцева А.А. Оценка функционального состояния студентов 1 года обучения нефизкультурных вузов на очной форме обучения и дистанционном обучении по предмету «Физическая культура»

УДК 796.011.3
 
Оценка функционального состояния студентов 1 года обучения нефизкультурных вузов на очной форме обучения и дистанционном обучении по предмету «Физическая культура»
Евгения Евгеньевна Пастушенко, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Мурад Мухамедович Умаров, кандидат технических наук, доцент, Иван Александрович Бычков, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва; Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Алексей Борисович Егоров, доцент, Александра Андреевна Сердцева, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи

Аннотация
В статье проводился анализ функциональной пробы Мартине в 2019-2020 учебном году. Исследование проводилось в двух московских вузах. Участники 76 студентов юноши, девушки 18–20 лет. Актуальность данной темы состоит в том, что на начало исследования тестирование проводилось на очных занятиях физической культурой, а на конец исследования на дистанционной форме обучения. Исследование показало, что пандемия повлияла на функциональное состояние студентов: снижение показателей физических качеств студентов, а также на время восстановления организмов студентов после нагрузки. Все это необходимо учитывать преподавателям физической культуры для дальнейшего планирования и организации учебного процесса. В статье был применен метод анализа научно-методической литературы. Был выбран наиболее простой способ тестирования, который применяется для изучения состояния сердечно сосудистой системы – Проба Мартине. Данный метод подразумевает регистрацию частоты сердечных сокращений испытуемого после нагрузки и восстановления после, с последующим использованием математического метода для определения разницы между показателями. Также в статье был применен метод опроса – беседа, с целью выявления несоответствия, у некоторых испытуемых, частоты сердечных сокращений с нормальными значениями. Целью исследования стало сравнение показателей функционального состояния студентов в условиях очных занятий по физической культуре и в условиях занятий онлайн. Были поставлены следующие задачи: определить изначальное состояние студентов исследуемых групп на начало и конец исследования при помощи пробы Мартине; сравнить средний показатель функционального состояния студентов на начальном этапе исследования с конечным результатом. В результате анализа данных были сделаны следующие неоднозначные выводы: у студентов при очных занятиях физической культурой показатели функционального состояния после физических нагрузок оказались выше на 18 %, чем у этих же студентов, находящихся на дистанционном обучении; у студентов, находящихся на дистанционной форме обучения частота сердечных сокращений в покое более соответствует медицинским, возрастным и половым показателям исследуемых.
Ключевые слова: физическая культура, функциональная проба, проба Мартине, дистанционное обучение.

Литература
  1. Воловникова В.А. Пульс. Каким он должен быть у здорового человека? / В.А Воловникова // Эксперт клиника. – 2020. – URL: https://expert-clinica.ru/blog/puls-kakim-on-dolzhen-byt-u-zdorovogo-cheloveka (дата обращения 12.06.2022).
  2. Гаглошвили Т.Т. Каким должен быть пульс здорового человека и когда учащенное сердцебиение не опасно / Т.Т Гаглошвили // Медарго. – 2022. – URL: https://www.medargo.ru/news.php?id=78182 (дата обращения 12.06.2022).
  3. Зелепухина Л.П. Влияние энергетических напитков на организм человека / Л.П. Зелепухина // Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 2. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/02/7064 (дата обращения 12.06.2022).
  4. Мандриков В.Б. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: учебно-методическое пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина. – Волгоград, 2012. – URL: https://www.volgmed.ru/uploads/files/2012-11/14732-metody_ocenki_fizicheskogo_i_funkcionalnogo_sostoyaniya_dlya_studentov_suo (дата обращения 16.04.2022).
  5. Особенности развития силовой выносливости у студентов на занятиях физической культурой после самоизоляции / Е.Е. Пастушенко, И.М. Успенская, Е.Ю. Балашова, О.Е. Волкова, И.В. Исакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1 (203). – С. 292–296.
  6. Функциональное тестирование обучающихся при организации безопасных для здоровья занятий физической культурой / П.И. Храмцов, Н.О. Березина, Е.В. Разова, И.В. Кулишенко, С.Н. Храмцова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 4. – С. 38–44.
 
Контактная информация: asc-pastushenko@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.06.2022
Показать полный текст