Вы здесь

Осолодкова Е.В., Григорьева Е.В., Титаренко Н.Н. Оценка умственной работоспособности первоклассников в течение учебной недели

УДК 373.31
 
Оценка умственной работоспособности первоклассников в течение учебной недели
Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск

Аннотация
У младших школьников умственная работоспособность является одним из факторов обучаемости. Цель исследования – проанализировать динамику умственной работоспособности первоклассников в течение учебного дня и учебной недели. Нами была исследована умственная работоспособность обучающихся первых классов г. Челябинска. При оценке особенностей работоспособности первоклассников мы использовали четыре основных типа изменения работоспособности. Об изменениях функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе учебной деятельности судили по характеру индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу учебных занятий по сравнению с исходными данными. При изучении умственной работоспособности обучающихся 1-х классов школ г. Челябинска установлено, что все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения различной интенсивности. Анализ умственной работоспособности до уроков с понедельника до пятницы показал ее очень низкий уровень, как в количественном, так и в качественном выражении.
В динамике учебной недели показатели работоспособности первоклассников колебались по дням недели. Уже со среды отмечаются низкие как качественные, так и количественные показатели. С этого дня практически отсутствует благоприятный уровень работоспособности. Часто (до 75–100%) встречается выраженное утомление. Тип работоспособности становится в значительной числе случаев нисходящим. Это указывает на нарушение равновесия между процессами торможения и возбуждения в нервных клетках коры головного мозга и на ослабление внутреннего торможения. Основная масса обследованных детей недосыпает от 1 до 5 часов, что вероятно, является одной из причин их быстрого утомления и сниженной работоспособности.
Ключевые слова: умственная работоспособность, первоклассники, утомление, центральная нервная система.
 
Литература
1.      Велиева Н.З. Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Велиева Наталья Зиядиновна. – Махачкала, 2005. – 22 с.
2.      Михайлова О.П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Михайлова Ольга Павловна. – Иркутск, 2007. – 21 с.
3.      Ушакова Г.Г. Особенности умственной работоспособности младших школьников, обучающихся в учебных заведениях разного типа / Г.Г. Ушакова // Развитие личности в образовательном пространстве : сборник научных трудов XV Всероссийской научно-практической конференции. – Бийск, 2017. – С. 13–16.
4.      Черник В.Ф. Изучение особенностей внимания, объема памяти, умственной работоспособности у школьников // Научная школа Т.И. Шамовой: теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: сб. статей X Международной научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 422–425.

Контактная информация: titarenkonn@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2022
Показать полный текст