Вы здесь

Муллер О.Ю. Адаптивная физическая культура как средство социокультурной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями

УДК 796.01
 
Адаптивная физическая культура как средство социокультурной адаптации лиц с особыми образовательными потребностями
Ольга Юрьевна Муллер, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский государственный университет, Сургут

Аннотация
Цель исследования – разработка структуры модели адаптивной физической культуры и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке результативности формирования компонентов социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Методологическая база исследования — литературный обзор, сравнение, анализ, обобщение, педагогический эксперимент. На основании теоретических исследований разработана структура модели адаптивной физической культуры, состоящая из шести элементов, каждому из которых присуща определенная функция. Также была проведена опытно-экспериментальная работа, полученные данные которой свидетельствуют о том, что разработанная модель способствует результативному формированию социокультурной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями. Результаты исследования указывают на связь между социокультурной функцией и социальной адаптацией лиц с особыми образовательными потребностями, что следует использовать при выборе педагогических подходов к занятиям отдельными видами адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура, социализация, студенты с особыми образовательными потребностями.
 
Литература
  1. Бегидова Т.П. Роль адаптивной физической культуры и спорта в инклюзивном образовании / Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов, Е.В. Суханова // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 4. – С. 48–49.
  2. Воронов Н.А. Занятия спортом как средство повышения личностного адаптационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Воронов // Наука, техника и образование. – 2018. – № 3. – С. 110–113.
  3. Зайфиди П.К. Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области / П.К. Зайфиди, А.П. Макина // Вестник практической психологии образования. – 2019. – № 4 (4). – C. 111–123.
  4. Коган О.С. Инклюзивное образование для детей-инвалидов и их дальнейшая социализация с помощью физической культуры и спорта О.С. Коган // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. –– 2015. – № 1 (42). – С. 176-178.
  5. Литвина Г.А. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации / Г.А. Литвина, В.Е. Кульчицкий, А.В. Агеев // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №3 (58). – С. 62–63.
  6. Сидоров В.В. Движение «Абилимпикс» как один из способов повышения мотивации к профессиональному самоопределению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Сидоров, О.С. Куницына // Инновационное развитие профессионального образования. –2016. – № 1 (09). – С. 75–76.
  7. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / Н.А. Строгова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 169–171.
  8. Черкасов В.В. Физкультурно-спортивная ориентация детей с ОВЗ / В.В. Черкасов, И.А. Ильиных, Е.А. Лапаев // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1. – С. 126–133.
  9. Gilbert E.N. Designing inclusive physical education with universal design for learning / E.N. Gilbert // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 2019. – № 7. – С. 15–21.
 
Контактная информация: olga_megion@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.06.2022
Показать полный текст