Вы здесь

Макерова Н.В. Теоретические аспекты предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

УДК 378.147
 
Теоретические аспекты предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе
Наталья Владимировна Макерова, кандидат педагогических наук, Филиал Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске

Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности предметно-языковой интеграции в высшей школе на примере неязыковых физкультурно-спортивных вузов. Делается акцент на соотнесении методологических основ предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) со спецификой вузов физической культуры и спорта. Взят во внимание опыт внедрения CLIL в технических университетах. Выявлена модель CLIL, наиболее приемлемая для адаптации в вузах физкультурно-спортивного профиля, определены варианты, имеющие ограничение на реализацию в связи с рядом факторов. В результате исследования, в соответствии с его целью, теоретически обоснованы и конкретизированы стратегии междисциплинарного проектирования, а также общие положения интенсификации предметно-языкового интегрированного курса в нелингвистических вузах.
Ключевые слова: предметно-языковая интеграция, предметно-языковое интегрированное обучение, междисциплинарная интеграция, междисциплинарное проектирование, английский для специальных целей, профессиональное образование, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, неязыковой вуз.
 
Литература
  1. Алмазова Н.А. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике / Н.А. Алмазова, Т.А. Баранова, Л.П. Халяпина // Язык и культура. – 2017. – № 39. – С. 116–134.
  2. Бганцева И.В. Методическая компрессия в системе иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной подготовки студентов вузов физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / Бганцева Ирина Владимировна. – Волгоград, 2018. – 386 с.
  3. Грец Г.Н. Интеграционные процессы высшей школы в спортивной отрасли на евразийском пространстве / Г.Н. Грец, А.В. Юденков, А.В. Бышевская // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 304–311.
  4. Крупченко А.К. Современный уровень и перспективы развития профессиональной лингводидактики / А. К. Крупченко, А.Н. Кузнецов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. – 2014. – № 1. – С. 76–81.
  5. Макерова Н.В. Подготовка специалистов сферы спортивно-оздоровительного туризма в вузах физической культуры: лингво-профессиональный аспект: дис. … канд. пед. наук / Макерова Наталья Владимировна. – Санкт-Петербург, 2019. – 160 с.
  6. Попова Н.В. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе / Н.В. Попова, М.С. Коган, Е.К. Вдовина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23, № 173. – С. 29–42.
  7. Рубцова А.В. Стратегия развития профессионально ориентированного иноязычного образования в высшей школе / А.В. Рубцова, Н.И. Алмазова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – Т. 8, № 2. – С. 107–114.
  8. Сафонова С.И. Обучение устной иноязычной речи студентов вуза физической культуры / С.И. Сафонова, И.А. Шондина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 7 (61). – С. 205–208.
  9. Сидоренко Т.В. CLIL-практики в Томском политехническом университете: успехи и неудачи / Т.В. Сидоренко, С.В. Рыбушкина, Я.В. Розанова // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 8. – С. 164–187.
  10. Сиротова А.А. Выбор модели предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе / А.А. Сиротова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2019. – № 2. – С. 101–114. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191017.htm.
  11. Тарнаева Л.П. Предметно-языковая интеграция в системе лингвистического образования: pro et contra / Л.П. Тарнаева, Г.А. Баева // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 280–298.
  12. Халяпина, Л.П. Междисциплинарная координация в системе профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в вузе / Л.П. Халяпина // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2017. – № 2. – С. 149–157.
 
Контактная информация: makerita@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 01.06.2022
Показать полный текст