Вы здесь

Коровин С.С., Ермакова М.А., Чузова Е.С. Теоретическая подготовка обучающихся в сфере физической культуры

УДК 378.147
 
Теоретическая подготовка обучающихся в сфере физической культуры
Сергей Семенович Коровин, доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург; Марина Аркадьевна Ермакова, кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург; Екатерина Сергеевна Чузова, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Аннотация
Актуальность материала статьи проявляется в осмыслении и направленности содержания на реализацию культурологической парадигмы физкультурного образования, предусматривающей смысловую и целевую идентичность процессов этого процесса и процессов присвоения ценностей физической культуры. Выявлена основная проблема направленного использования ценностей физической культуры в становлении системных знаний, суть которой – поиск и разработка теоретико-методических оснований теоретической подготовки обучающихся в сфере физической культуры. В этой связи показан основной понятийно-категориальный аппарат теоретической подготовки. Цель теоретической подготовки и ее основной результат – обеспечить сформированность знаний, их действенность и прикладность в отношении направленного использования в повседневной и физкультурно-спортивной деятельности для удовлетворения личностных потребностей, развития способностей, обусловленных социальной практикой. Авторами выявлены качественные характеристики сформированности знаний: владение основными понятиями и фактологическим материалом в сфере физической культуры; владение основами ТиМФК и проблемными вопросами использования физической культуры; знаниями и умениями применять адекватные принципы, средства, методы и формы организации процессов освоения физической культуры. Разработано и охарактеризовано дидактическое обеспечение теоретической подготовки, включающее систему научно-обоснованных принципов, оптимальных средств, методов и форм организации и реализации теоретической подготовки, а также основные его характеристики и основы реализации. Раскрываются основные требования методологического и методического характера к организации и реализации теоретической подготовки, а также требования к методике формирования знаний в сфере физической культуры. Обосновываются уровни освоенности знаний и основные этапы формирования знаний; показаны в этой связи основы реализации содержания каждого из этапов.
Ключевые слова: обучающийся; теоретическая подготовка и ее разделы; знание; качество знания; требования к теоретической подготовке и ее дидактическое обеспечение; этапы формирования знаний.
 
Литература
1.      Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2.      Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1991.–№7.–С. 37–41
3.      Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – Москва : Школа-пресс, 1995. – 394 с.
4.      Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский – Москва : Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.
5.      Дуранов М.Е., Общая педагогика / М.Е. Дуранов, Ю.М. Чернецкий. – Челябинск : ЮурГУ, 1999. – 186 с.
6.      Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В.Кирьякова. – Оренбург: Южный Урал, 1996. – 188 с.
7.      Коровин С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры : курс лекций по теории и методике физической культуры / С.С. Коровин.– Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. – 132 с.
8.      Коровин С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности / С.С. Коровин.– Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – 71 с.
9.      Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – Москва : Прометей, 1992.– 528 с.
10.   Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев.– Москва : Юрайт, 2003.–607 с.
11.   Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П.Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 1991.– 543 с
12.   Немов Р.С. Психология (в 3 кн.) / Р.С. Немов, кн. 2.Психология образования. – Москва : Просвещение : Владос, 1995.–436 с.
13.   Новиков А.М. Методология научного исследования / А.М. Новиков, Д.А. Новиков.– Москва : Либроком, 2010. –280 с.
14.   Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под. Ред. Ю.К. Бабанского. – Москва : Просвещение, 1988.–479 с.
15.   Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2002. – 640 с.
16.   Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – Москва : Школа-Пресс, 2000. –512 с.
17.   Педагогика : учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Е.Н. Щуркова ; под общ. ред. В.Г. Рындак. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 427 с.
18.   О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности : письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г., N 09-1672 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.03.2022).
19.   Подласый И.П. Педагогика: в 2 кн.– Москва : Владос, 2004.– кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – 574 с.
20.   Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 // ГАРАНТ : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 01.03.2022).
21.   Психология / gод ред. В.М. Мельникова. – Москва : Физкультура и спорт,1987. –367 с.
22.   Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевой. – Москва : Совершенство, 1998. – 320 с.
23.   Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
24.   Сластенин, В.А. Психология и педагогика /, В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – Москва : Академия, 2001. – 480 с.
25.   Теория и методика физического воспитания / под общ. ред. Б.А. Ашмарина. – Москва : Просвещение, 1990. – 287 с.
26.   Теория и методика физического воспитания / под ред. Т.Ю. Круцевич. – В 2 т., т.1. Киев: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
27.   Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – Москва : Советский спорт, 2003. – 464 с.
28.   Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Москва : Высшая школа. 1990.– 576 с.
29.   Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – Москва : Академия, 2014. – 480 с.
30.   Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясовой, В. Я. Ляудис. – Москва : Изд-во Московского университета, 1980.–292 с.
 
Контактная информация: ermakova-m@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.06.2022
Показать полный текст