Вы здесь

Илькевич Т.Г., Илькевич К.Б., Болдов А.С., Шакиров М.Р. Оценка проявлений информационного стресса у студентов и его профилактика средствами физической культуры и спорта

УДК 378.172
 
Оценка проявлений информационного стресса у студентов и его профилактика средствами физической культуры и спорта
Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Гжельский государственный университет, п. Электроизолятор; Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва

Аннотация
Стресс (от англ. stress – напряжение) или «общий адаптационный синдром» – это совокупность общих неспецифических физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие стрессоров – раздражителей чрезвычайной силы любой природы. При длительном действии стрессорного фактора адаптивные механизмы трансформируются в повреждающие и становятся основой развития стрессорных болезней: сердечно-сосудистых заболеваний, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, иммунопатологий, онкологических заболеваний, нервно-психических нарушений. В современном обществе информационному стрессу (ИС) особенно подвержены студенты разных форм обучения, поэтому целью данного исследования, является необходимость подтверждения наличия и степени проявлений ИС у студентов. Для оценки ИС, были использованы методики оценки типа высшей нервной деятельности (ВНД), уровня проявления стресса, а также проведен анализ изменения показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС). В результате проведенного исследования было доказано, что студенты имеют разный тип ВНД, который оказывает влияние на способность студентов адаптироваться к информационным нагрузкам, проявлениям стресса и их выраженности. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что результаты оценки адаптационного потенциала организма студента необходимы для раннего выявления неоднородности адаптации к стрессу, разделения на группы с большей и меньшей предрасположенностью к болезням и проведения профилактических мероприятий средствами физической культуры и спорта в данных группах.
Ключевые слова: информационный стресс, студенты, высшая нервная деятельность, профилактические мероприятия, информационные стрессоры, функциональное состояние организма, проявления стресса.
 

Литература
1.      Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский. – Москва : Медицина, 1979. – 224 с.
2.      Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. – Москва : ПЕР СЭ, 2004. – 382 с.
3.      Отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физической культуре и спорту / А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, М.Р. Шакиров, Д.А. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.–¬ 2021. – № 10 (200). – С. 445–449
4.      Илькевич Т.Г. Модель организации оздоровления студенток–художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – Т.11, № 4.– С.70–75.
5.      Ковтунович М. Г. Информационный стресс / М. Г. Ковтунович, К. Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 5. – С. 83–91.
6.      Медведева Н. И. Современная социальная среда как фактор и источник информационного стресса / Н. И. Медведева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 2 (47). – С. 235–239.
 
Контактная информация: ilk_kb@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.06.2022
Показать полный текст