Вы здесь

Горюнова Л.В., Шатравкина А.В. Подготовка педагогических кадров для высшей школы в контексте зарубежных исследований

УДК 378.046.4
 
Подготовка педагогических кадров для высшей школы в контексте зарубежных исследований
Лилия Васильевна Горюнова, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону; Анна Валерьевна Шатравкина, кандидат педагогических наук, заместитель декана, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва
 
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки педагогических кадров для высшей школы в контексте анализа практики ряда зарубежных вузов. Представлен краткий обзор опыта подготовки преподавателей высшей школы в таких странах как Финляндия, Словения, Швеция, Австралия, ЮАР, США, Великобритания и др. Основной целью проведенного исследования стало рассмотрение существующих зарубежные практики подготовки педагогов высшей школы, выделение как положительных характеристик, так и проблемных моментов, а также поиск тенденций, объединяющие отечественную и зарубежные системы высшего образования. В качестве методологических ориентиров в исследовании выступили положения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющие концептуальную основу образовательных программ подготовки кадров для высшей школы в России и ряде зарубежных стран. Проведенное исследование показало наличие успешных корпоративных систем подготовки в зарубежных вузах, ориентированных на поддержку инициатив профессионального совершенствования педагогов высшей школы, а также позволило выявить тенденцию, объединяющую отечественную и зарубежные практики подготовки преподавателей вузов, которая заключается в комплексном подходе к рассмотрению преподавательской деятельности, направленной на решение разнообразных задач, объединенных единым вектором взаимодействия науки и образовательной практики.
Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, высшая школа, формирование преподавательских компетенций, деятельность преподавателя университета, опыт зарубежных вузов.
 
Литература
1.      Горюнова, Л.В. Организация и особенности подготовки аспирантов к преподавательской деятельности: монография / Л.В. Горюнова, Е.С. Тимченко, А.В. Шатравкина. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. – 114 с.
2.      Askerc, K. Teaching and the Pedagogical Training of University Teaching Staff – Practice and Opinions under Slovenian Higher Education Legislation / K. Askerc, S. Kocar // Education Inquiry. – 2015. – Vol. 6, № 2. – Р. 159–175.
3.      Gibbs, G. Training to teach in higher education: a research agenda / G. Gibbs, M. Coffey // Teacher Development. – 2000. № 4(1). – P. 31–44.
4.      Henard, F. Fostering Quality Teaching in Higher Education: Policies and Practices. An IMHE Guide for Higher Education Institutions / F. Henard, D. Roseveare / OECD Publishing, 2012. – September. – URL: https://www.oecd.org/education/imhe/QT%20policies%20and%20practices.pdf (Дата обращения – 14.05.2022)
5.      Lindblom-Ylanne S. The Bologna Declaration as a Tool to Enhance Learning and Instruction at the University of Helsinki / S. Lindblom-Ylanne, K. Hamalainen // International Journal for Academic Development. – 2004. – No. 9. – P. 153–165.
6.      Odalen, J. Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities / J. Odalen, D. Brommesson, G. Erlingsson, J. Schaffer, M. Fogelgren // Higher Education Research & Development. – 2019. – Vol. 38(2). – P. 339–353.
 
Контактная информация: avshatravkina@gmail.com
Статья поступила в редакцию 31.05.2022
Показать полный текст