Вы здесь

Арнст Н.В., Мартиросова Т.А., Мельничук А.А. Коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта

УДК 796.015.15:376.42
 
Коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта
Нина Викторовна Арнст, Кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, доцент, Артем Александрович Мельничук, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнева, г. Красноярск

Аннотация
Введение. Человек с ограниченными возможностями, первично попадая в определенные условия, начинает приспосабливаться к ним. Процесс воспитания, обучения проходит в условиях переменных социальных, внешних и внутренних воздействий, влияя на его поведение, формируя личность, обеспечивая социализацию, адаптивную двигательную деятельность, рекреацию, реабилитацию, формируя его психическое и физическое развитие. Для психического и физического развития спортсмена с нарушением интеллекта, необходимо разработать коррекционно-педагогическое сопровождение занятий адаптивным спортом, создавая учебно-тренировочную среду, сопутствующую индивидуальному спортивному маршруту его продвижению в спортивной деятельности. Цель исследования: разработать и проверить коррекционно-педагогическое сопровождение тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта. Методика и организация исследования. Занятия спортом детей с умственной отсталостью должны базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность тренирующихся, индивидуальный и разграниченный подход. Результаты исследования. Выявлены этапы реализации коррекционно-педагогическое сопровождения тренировочного процесса лиц с нарушением интеллекта: констатирующий эксперимент – первичная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта; формирующий – подбор индивидуальных заданий для каждого спортсмена с целью коррекции физического и психического развития; сравнительный анализ данных, полученных до формирующего эксперимента и после его проведения – повторная диагностика уровня физического и психического развития детей с нарушениями интеллекта. Выводы. Занятия адаптивным спортом лиц с нарушением интеллекта – это максимально возможная самореализация в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция. Залогом успеха тренера в работе с ними могут быть только знание особенностей и возможностей спортсмена и индивидуальный подход к их обучению и воспитанию.
Ключевые слова: адаптивный спорт, умственная отсталость, психическое развитие, физическое развитие, интеллектуальная недостаточность.
 
Литература
1.      Гильмушарифова Л. В. Формирование мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта / Л. В. Гильмушарифова // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 145–149.
2.      Bobrova V.V. Differentiated approach in teaching primary school children with intellectual disabilities in inclusive schools / V.V. Bobrova, A. Zh. Kapiyat // Научный альманах. – 2020. – № 11-1 (73). – С. 59-62.
3.      Ежовина Е.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Ежовина, Н.В. Рябова // Российский научный журнал. – 2012. – № 5. – С. 84–89.
4.      Киселева А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями интеллекта / А.В. Киселева // Альманах мировой науки. – 2017. – № 5 (20). – С. 106–108.
5.      Федосеева, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. –№ 3 (50). – С. 446–447.
 
Контактная информация: 79029420900@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.05.2022
Показать полный текст