Вы здесь

Гончаренко Е.В., Тайсаева С.Б., Цоцонава Ж.М., Полумордвинова Н.Ю. Ложь как биопсихосоциальный феномен. Способы симуляции подростков в клинической практике

УДК 159.97
 
Ложь как биопсихосоциальный феномен. Cпособы симуляции подростков в клинической практике
Елена Вячеславовна Гончаренко, медицинский психолог, старший лаборант, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Светлана Борисовна Тайсаева, кандидат психологических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; Жужуна Мурмановна Цоцонава, кандидат медицинских наук, доцент, Наталья Юрьевна Полумордвинова, врач-невролог, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация
В статье анализируются особенности проявления лжи в подростковом возрасте как особенности проявления человеческой природы. Ложь и обман изучаются через призму социокультурного рассмотрения, приводятся примеры из клинической практики. Введение. Ложь – это не черта личности, не свойство характера, не признаки патологии развития, она феномен человеческой природы и составляющая коммуникации любого человека. В толковом словаре С.И. Ожегова ложь определяется как намеренное искажение истины, неправда, обман. В Оксфордском словаре английского языка говорится: «В современном употреблении слова (ложь), обычно имеется оттенок ярко выраженного морального осуждения, и в вежливой беседе его стараются избегать, часто заменяя такими синонимами, как «обман» и «неправда», имеющими относительно нейтральное звучание». Цель исследования. Классификация различных видов симуляции соматических и неврологических заболеваний у подростков в клинической практике врачей и психолога. Материалы и методы исследования. Использовались следующие методы: сбор психологического анамнеза, метод интервью, методы верификации (безинструментальной детекции лжи), метод «Система кодирования лицевых движений FACS». Результаты и их анализ. Подростки с акцентуациями характера склонны к проявлениям симуляции и лжи в стрессовых ситуациях. Таким образом они избегают стресс-факторы, прибегая к самым примитивным и естественным способам.
Ключевые слова: ложь, симуляция, имитация, подросток.
 
Литература
1.      Большая советская энциклопедия. Энциклопедия. В 30 томах. Том 23. Сафлор – Соан / А.М. Прохоров. –3-е издание, – Москва : Советская энциклопедия, 1976.- 640 с.
2.      Мартьянова Л.М. Лжец: Отклонить / Л.М. Мартьянова, Ю.В. Елизарова. – Москва : Концептуал, 2019. – 201 с.
3.      Молчанов, А.Ю. Инструментальная детекция лжи / А.Ю. Молчанов, С.И. Оглоблин. – Ярославль : Нюанс, 2004. – 462 с.
4.      Ожегов С.И. Толковый словарь. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. – 27-е издание, исправленное, – Москва : Мир и образование, 2021. – 1376 с.
5.      Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи/О. Фрай. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 284 с.
6.      Экман П. Психология лжи / П. Экман. – Санкт-Петербург : Питер, 2019.- 480 с.

Контактная информация: taisaeva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.03.2022
Показать полный текст