Вы здесь

Бакулина Е.Д., Сибгатулина Ф.Р., Погосова И.С., Климова Л.Б. Эффективность занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением в вузе

УДК 796.012.35:378.172
 
Эффективность занятий физическими упражнениями с музыкальным сопровождением в вузе
Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва; Инга Степановна Погосова, старший преподаватель, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация
Цель исследования – определить эффективность занятий физическими упражнениями в вузе с музыкальным сопровождением. Методика и организация исследования. По стандартным методикам определяли показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности обучающихся, состояние здоровья, уровни заболеваемости, отношение к занятиям физическими упражнениями, стрессоустойчивость. В исследовании принимали участие 153 студентки второго курса РГСУ и МИИТ. Музыкальное сопровождение занятий подбиралось в зависимости от решаемых задач (экспериментальная группа). Обучающиеся контрольной группы применяли традиционную методику подготовки. В обеих группах содержание и количество учебных занятий было одинаковым. Результаты исследования. Занятия физическими упражнениями с музыкальным сопровождением способствовали существенному улучшению показателей кистевой динамометрии, функциональной (ЧСС в покое, систолическое артериальное давление, ЖЕЛ и физическая работоспособность) и физической (наклон туловища вперед, прыжок в длину с места, подтягивания на низкой перекладине, поднимания и опускания туловища, 6-минутный бег) подготовленности. По большинству классов болезней отмечается снижение заболеваемости студентов. Вывод. Занятия с музыкальным сопровождением существенно повышают умственную работоспособность и учебную успеваемость обучающихся, уменьшают распространенность вредных привычек и повышают стрессоустойчивость организма. Музыкальное сопровождение учебных занятий по физической культуре в вузе способствует повышению основных характеристик качества учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: эффективность, музыкальное сопровождение, учебные занятия, студенты вуза, показатели подготовленности.

Литература
1.      Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. – 2009. – № 2 (8). – С. 161–169.
2.      Карпов В.Ю. Современные виды двигательной активности в формировании здорового образа жизни женщины / В.Ю. Карпов, К.К. Скоросов, М.С. Антонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 5 (123). – С. 86–91.
3.      Карпов В.Ю. Мониторинг эффективности развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.Ю. Карпов, В.А. Кудинова, А.Н. Сеселкин, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физической культуры – 2016. – № 3. – С. 56–58.
4.      Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. – 2013. –№ 4-1 (96). – С. 49–58.
5.      Кудинова В.А. Оценка продуктивности и эффективности физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, А.А. Кудинов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13965 (дата обращения: 25.09.2021).
6.      Никитушкин В.Г. Метаучение в воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Купчинов. – Воронеж : Элист, 2016. – 506 с.
7.      Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 43–52.
 
Контактная информация: bakulina-lena@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 26.09.2021
Показать полный текст