Вы здесь

Попов А.Н., Харина И.Ф. Спортивно-педагогический анализ эффективности «Учебной дорожной карты развития внимания»: концептуальный подход

УДК 159.9
 
Спортивно-педагогический анализ эффективности «Учебной дорожной карты развития внимания»: концептуальный подход
Александр Николаевич Попов, доктор экономических наук, профессор; Ирина Федоровна Харина, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация
Значение внимания, как психофизиологического свойства индивида, в современных научных исследованиях трактуется как условие успешной социальной адаптации в социокультурную среду в системе микроуровня. На основе концептуального подхода обоснован содержательный аспект «учебной дорожной карты развития внимания». Аргументом актуальности явились проблемы социальной адаптации студентов-спортсменов с признаками синдрома дефицита внимания. Цель данной работы – это спортивно-педагогический анализ «учебной дорожной карты развития внимания» личности в разные периоды онтогенеза на основании концептуального подхода. Методика и организация исследования: изыскание проводилось в научно-исследовательской лаборатории кафедры анатомии Уральского государственного университета физической культуры в период с 2015 по 2020 годы. Объем выборки составил 59 тренеров, 678 студентов и 38 родителей детей с патологиями внимания. Результаты исследования и их обсуждение: содержательный аспект «Учебной дорожной карты развития внимания», опираясь на открытость системы, включает для детей с синдромом Дауна и другими отклонениями в своем развитии способ взаимодействия личности с этнокультурным миром и механизм эффективного развития. Для подростков – это социокультурное понятие, установка на успех, сосредоточенность на реальном объекте, внутреннее самовнушение. А для студентов-спортсменов, имеющих проблемы с социальной адаптацией, – это контроль эмоциональной экспрессии, волевая регуляция деятельности и фактор развития профессионализма. Выводы. Концептуальный подход определяет связь информированности заинтересованных лиц и способности к развитию внимания у детей, подростков и спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры на основе оценки эффективности формирования «учебной дорожной карты развития внимания». Дорожная карта является открытой системой и социокультурная среда вносит свои коррективы в ее построение, пошаговый сценарий развития конкретного лица по индивидуальной траектории, основанной на творческом выборе необходимых для этого средств.
Ключевые слова: внимание, анализ, развитие, эффективность, учебная карта, концептуальный подход, спортивно-педагогическая деятельность.

Литература
1.      Бабик, Т.М Особенности аналитической деятельности в сфере спортивно-педагогического образования в вузе физической культуры / Т.М. Бабик, А.Ф. Попова, Т.В. Борисова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 2. – С. 3–13.
2.      Особенности организации научного исследования в сфере физической культуры и спорта (работа этического комитета УралГУФК) / Е.В. Быков, О.И. Коломиец, А.Н. Коваленко, А.В. Чипышев, О.А. Макунина // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2019. – № 1 (21). – С. 63–69.
3.      Загвязинский, В.И. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 3–5.
4.      Методологические подходы при организации научных исследований в сфере физической культуры и спорта / О.И. Коломиец, Е.В. Быков, Н.П. Петрушкина, Н.А. Симонова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2019. – Том 14, – № 1.– С. 11–23.
5.      Пак, Н.И. Учебные дорожные карты как средство личностно-ориентированного обучения / Н.И. Пак, Е.Г. Дорошенко, Л.Б. Хегай // Образование и наука. – 2015. – № 8. – С. 97–108.
6.      Попова, А.Ф Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств / А.Ф. Попова, Т.В. Борисова, Н.И. Павлов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 2. – С. 98–107.
7.      Попов, А.Н. Понятие метода в образовательном процессе вуза физической культуры / А.Н. Попов, А.Ф. Попова, А.Н. Коваленко // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-8. – С. 165–171.
8.      Makunina, O.A. Physical culture and sport university students' psycho-physiological predictors of social adaptation / O.A. Makunina, E.V. Bykov, I.F. Kharina // International Journal of Applied Exercise Physiology. – 2020. – Т. 9, № 10. – С. 116–121.
 
Контактная информация: kharina.i.f@list.ru
Статья поступила в редакцию 11.05.2021
Показать полный текст