Вы здесь

Трифоненкова Т.А., Поборончук Т.Н., Мартиросова Т.А., Дорошенко О.Я. Отбор и подготовка в спортивном ориентировании

УДК 796.562
 
Отбор и подготовка в спортивном ориентировании
Татьяна Анатольевна Трифоненкова, доцент, Татьяна Николаевна Поборончук, кандидат технических наук, доцент, Татьяна Александровна Мартиросова, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск, Оксана Якубовна Дорошенко, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация
В стратегии развития физической культуры и утвержденной Правительством РФ 24 ноября 2020 г. определено, что спортивная подготовка – важнейший элемент в спорте. Спортивная подготовка в спортивном ориентировании будет эффективной в том случае, если будет выполнен правильный отбор занимающихся и завершением каждого этапа системы многолетней тренировки отбором, который определит группы спортсменов для последующих занятий. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование особенностей отбора занимающихся на этапах системы многолетней тренировки в спортивном ориентировании с учетом природных предпосылок и анализа критериев роста спортивных результатов. Результаты эксперимента показали, что под воздействием физических нагрузок с увеличением возраста увеличивается возможность кардиореспираторной системы, а значит, улучшаются результаты совершенствования физической и умственной работоспособности, поэтому прогноз физической работоспособности возможен в 8 лет, а в 14-15 лет такой прогноз менее надежен. Прирост результатов при напряженной физической тренировке зависит от генетических характеристик человека и наследственности. Это касается, в первую очередь, морфологических признаков. Корреляция между ростом родителей и спортсменов находится на уровне 0,5.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, отбор, начальная подготовка, углубленная подготовка.

Литература
1.      Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года: постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 3081-р // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 13.04.21).
2.      Агибалова, А.А. Достижения и перспективы развития ГБУ ВО «Спортивная школа олимпийского резерва по спортивному ориентированию» / А.А. Агибалова, Ю.А. Звягина, Е.С. Иванова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов тридцатой международной научно-практической конференции, (Белгород, 01 июня 2020 г.). – Белгород : ГиК, 2020. – С. 88–92.
3.      Бгуашев А.Б. Развитие установки на достижение спортивного мастерства как основы профессионального роста, занимающихся спортивным ориентированием / А.Б. Бгуашев, Ю.А. Иоакимиди, Н.В. Карягина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 211–215.
4.      Воронов, Ю.С. Информативные параметры начального спортивного отбора детей для занятий спортивным ориентированием / Ю.С. Воронов, Д.С. Якушев // Инновационные технологии в системе спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (17-18 октября 2019 года) – Санкт-Петербург: Изд-во: СПб, ФГБУ СПбНИИФК, 2019. – С. 157–160.
5.      Гатауллина, И.И. Оценка уровня физической подготовленности и психических функций школьников 10–12 лет, занимающихся спортивным ориентированием / И.И. Гатауллина, Г.Ф. Агеева, П.С. Шульгин // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (21 декабря 2016 года) – Казань: Изд-во: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2016. – С. 157–159.
6.      Крикунова, О.Ф., Специфика подготовки в спортивном ориентировании в начальный период / О.Ф. Крикунова, Л.В. Царапкин // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, (31 октября 2013 года): в 26 частях. Ч.23. – Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2013. – С. 87–88.
7.      Родионов В.А., Применение элементов спортивного ориентирования в общеобразовательных дисциплинах для развития познавательных процессов младших школьников / В.А. Родионов, В.П. Дружинин, Е.А. Селищева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. –С. 9–11.
 
Контактная информация: trifonenkova2008@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.05.2021
Показать полный текст