Вы здесь

Сирик С.Н., Евтушенко Ю.Л., Петьков В.А. Технология педагогической диагностики развития военно-профессиональной позиции преподавателей военного вуза

УДК 378.126
 
Технология педагогической диагностики развития военно-профессиональной позиции преподавателей военного вуза
Сергей Николаевич Сирик, кандидат исторических наук, доцент, Юрий Леонидович Евтушенко, кандидат исторических наук, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г, Краснодар; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация
Процесс модернизации российской системы военного образования актуализировал поиски перспективных направлений развития профессионально-личностного потенциала преподавателей военных вузов базовым элементом структуры которого является их военно-профессиональная позиция. Целью исследования являлось научное обоснование и экспериментальная проверка авторского подхода к организации педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов. Основная задача исследования заключалась в разработке и апробации эффективности технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании основных представлений о сущности, содержании и структуре военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза, раскрытии способов эффективной психолого-педагогической диагностики её развития и подходов к организации процесса её формирования. Показано, что разработка авторской технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов обеспечивается реализацией адаптированного диагностического инструментария, включающего в себя методики диагностики уровня развития профессионально-важных качеств личности военного педагога и выявления факторов, детерминирующих её развитие. Анализ результатов эффективности профессиональной деятельности преподавателей военных вузов позволил определить совокупность модельных характеристик их военно-профессиональной позиции и педагогических условий их формирования. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в организации мониторинга развития профессионализма преподавателей военного вуза. Апробация разработанного подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков обеспечила значительное повышение показателей уровня военно-профессиональной подготовки преподавателей военного вуза.
Ключевые слова: военное образование, военно-профессиональная позиция, преподаватели военного вуза, технология педагогической диагностики.
 
Литература
1.      Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 288 с.
2.      Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В.П. Бедерханова: монография. – Краснодар, 2001. – 220 с.
3.      Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики / О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного ун-та. – 2019. – № 2 (132). – С. 70–80.
4.      Пашута В.Л. Повышение эффективности обучения курсантов посредством использования педагогической тестовой технологии / В.Л. Пашута, В.А. Щеголев, С.И. Куликов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 165–170.
5.      Казакевич А.В. Профессиональная позиция преподавателя вуза: педагогическая диагностика и технология развития / А.В. Казакевич, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – 2016. – № 4 (188).  – С.40–45.
 
Контактная информация: valerype@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.04.2021
Показать полный текст