Вы здесь

Миненко В.Г., Шапошников В.Л. Современные модели рейтингового контроля учебной деятельности

УДК 378.147:378.018.43
 
Современные модели рейтингового контроля учебной деятельности
Вячеслав Геннадьевич Миненко, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Валерий Леонидович Шапошников, кандидат физико-математических наук, доцент, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Краснодар

Аннотация
Цель исследования – обоснование инновационных моделей рейтингового контроля учебной деятельности студентов. Известно, что рейтинг – индивидуальный кумулятивный индекс обучающегося, а рейтинговая система педагогическая контроля – составляющая педагогического мониторинга. Проанализировав существующие методики рейтингового контроля учебной деятельности студентов, авторы предложили инновационную методику, адекватную современным информационным и педагогическим технологиям (в том числе компетентностно-ориентированным). Теоретическая значимость результатов настоящего исследования – в возможности дальнейшего научного осмысления роли мониторинговых технологий в управлении качеством образования (эффективности профессиональной подготовки), практическая значимость – в возможности их использования в системе педагогического мониторинга. Методы исследования: анализ научной литературы и передового педагогического опыта, моделирование, методы теории множеств и графов, методы квалиметрии, метод экспертных оценок. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает контроль учебной деятельности студентов как составляющую педагогического мониторинга, а педагогический мониторинг – как информационный механизм управления качеством образования), компетентностный подход (требует, чтобы контроль и диагностика были направлены на оценку сформированности компетенций студента), вероятностно-статистический подход (рассматривает оценку рейтинга как статистическое измерение), личностно ориентированный подход (смещает акценты с педагогического управления к сопровождению) и квалиметрический подход (рассматривает рейтинг как индивидуальный кумулятивный индекс, детерминированный множеством частных показателей).
Ключевые слова: студент, рейтинг, кумулятивный индекс, педагогический контроль, мониторинг, модель, учебная деятельность.

Литература
  1. Булгаков Ю.В. Оценка результатов учебной деятельности студента и структура рейтинга / Ю.В. Булгаков, А.П. Комаров, В.В. Шестернина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 6. – С. 49–55.
  2. Драницына Е.Г. К вопросу об организации модульного обучения студентов в условиях СПО / Е.Г. Драницына, Л.А. Колыванова // Среднее профессиональное образование. – 2020. – № 4 (296). – С. 8–11.
  3. Черных А.И. Подготовка студентов инженерного вуза к производственной практике в условиях информатизации образования: монография / А.И. Черных, К.В. Хорошун, Т.Л. Шапошникова. – Краснодар: КубГТУ, 2014. – 264 с.
  4. Шафоростова Е.Н. Проектирование компетентностной модели выпускника как средство оценки качества обучения / Е.Н. Шафоростова, А.А. Валова // Открытое образование. – 2019. – Т. 23, № 5. – С. 54–63.
  5. Silalaiy, K. The Sustainable Leadership for Vocational Schools in Thailand: A Structural Equation Model / K. Silalaiy, T. Ratanaolarm, M. Thaveesuk // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2018. – Vol. 9, No. 3. – P. 79–89.
 
Контактная информация: minenko170753@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.05.2021
Показать полный текст