Вы здесь

Котенко В.В. Систематический обзор приложений, погружающих в мир виртуальной реальности, используемых при получении высшего образования: элементы дизайна, выработанные рекомендации и программа исследований

УДК 372.881.1
 
Систематический обзор приложений, погружающих в мир виртуальной реальности, используемых при получении высшего образования: элементы дизайна, выработанные рекомендации и программа исследований
Владимир Викторович Котенко, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва
 
Аннотация
Приложения с использованием технологий виртуальной реальности уже стали частью образовательной практики, как в школах, так и в университетах по всему миру. Расширяется перечень сфер и сценариев для применения таких технологий, поскольку те уже доказали собственную эффективность. Для разработки предложений по внедрению приложений представляется необходимым обобщить существующий опыт и провести систематический обзор использования VR-технологий в высшем образовании. Цель исследования: систематизация опыта использования технологий виртуальной реальности в высшем образовании. Методика и организация исследования. Исследование проводится на основании документации приложений, а также кейсов применения VR-инструментов в практике высшего образования. Выводы: были изучены иммерсивные технологии виртуальной реальности, области приложений, учебное содержание и элементы дизайна, используемые в недавней литературе по образовательным приложениям виртуальной реальности. Результаты обзора показывают, что интерес к иммерсивным технологиям виртуальной реальности в образовательных целях представляется достаточно высоким, о чем свидетельствует разнообразие областей исследований, в которых эта технология применялась в обучении. Большинство авторов рассматривали виртуальную реальность как многообещающий инструмент обучения для высшего образования, однако зрелость использования виртуальной реальности в высшем образовании все еще остается под вопросом. Технологии, описанные в большинстве рецензируемых статей, оставались в экспериментальном состоянии и в основном тестировались на работоспособность и удобство использования.
Ключевые слова: виртуальная реальность, высшее образование, педагогическое проектирование, образование, симуляторы, дистанционное обучение.
 
Литература
1. Akcayir M. Advantages and challenges associated with augmented reality for education: A systematic review of the literature / M. Akcayir, G. Akcayir // Educational Research Review. – 2017. – Т. 20. – P. 1–11.
2. Boulton C. A. Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a ‘bricks-and-mortar’university / C. A. Boulton, C. Kent, H.T.P. Williams // Computers and Education. – 2018. – Т. 126. – P. 129–142.
3. Freina L. literature review on immersive virtual reality in education: state of the art and perspectives / L. Freina, M.A. Ott // The international scientific conference elearning and software for education. – 2015. – Т. 1, №. 133. – P. 1000–1007.
4. Javornik A. An experimental study on the role of augmented reality content type in an outdoor site exploration / A. Javornik // Behaviour and Information Technology. – 2019. – Т. 38, №. 1. – P. 9–27.
5. Martin-Gutierrez J. Virtual technologies trends in education / J. Martin-Gutierrez // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Т. 13, №. 2. – P. 469–486.
6. Parmar D. A comparative evaluation of viewing metaphors on psychophysical skills education in an interactive virtual environment / D. Parmar // Virtual Reality. – 2016. – Т. 20, №. 3. – P. 141–157.
7. Tibaldi A. Real world–based immersive Virtual Reality for research, teaching and communication in volcanology / A. Tibaldi // Bulletin of Volcanology. – 2020. – Т. 82, №. 5. – P. 1-12.
8. Virtual Reality Market Size, Share and Trends Analysis Report By Technology (Semi and Fully Immersive, Non-immersive), By Device (HMD, GTD), By Component (Hardware, Software), By Application, And Segment Forecasts, 2021 – 2028 // Grand New research, – 2021. – URL: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/virtual-reality-vr-market (дата обращения 20.04.2021).
 
Контактная информация: VVKotenko@fa.ru
Статья поступила в редакцию 01.05.2021