Вы здесь

Евсеев А.В. Шахматы в личностном развитии студентов транспортного вуза

УДК 378.147:794.1
 
Шахматы в личностном развитии студентов транспортного вуза
Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация
Методом логико-аналитического сравнения экспертная комиссия выделила наиболее значимые личностные качества, которые являются приоритетными как в профессиональной, так и в спортивно-игровой (шахматы) деятельности. Это: мотивация, логика, рефлексия, эмоциональная устойчивость, организованность. Показано, что при внедрении в учебный процессе шахматного клуба образовательной программы «шахматы», у студентов, которые в целях саморазвития выбрали курс «шахматной подготовки» (экспериментальная группа), к концу третьего года обучения уровень мотивации к деятельности, более чем в два раза превышал показатели группы контроля. Высокий уровень мотивации, и систематические учебно-тренировочные занятия, с привлечением инновационных и информационных технологий позволил ребятам-шахматистам опередить своих сверстников из контрольной группы в развитии логики (на 21%), рефлексии (на 20%), организованности (на 32%), эмоциональной устойчивости (на 30%).
Ключевые слова: студент, развитие, мотивация, шахматы, личностные качества.

Литература
1.      Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Инновационные проекты и программы в образовании. –2015. – № 4. – С. 6–11.
2.      Михайлова И.В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И.В. Михайлова А.С. Махов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 132–140.
3.      Ольховская, Е.Б. Формирование метакачеств будущих педагогов профессионального образования в физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ольховская Елена Борисовна. – Екатеринбург, 2006. – 24 c.
4.      Розенфельд, А.С. Мотивация студентов к дисциплине «физическая культура»: проблемы, возможные пути решения / А.С. Розенфельд, К.А. Рямова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017.– № 4 (146). – С. 181–187.
 
Контактная информация: letchik45@bk.ru
Статья поступила в редакцию 14.05.2021
Показать полный текст