Вы здесь

Додонова Л.П., Тинт А.А. Разнокачественная характеристика студентов, определяющая результативность их физкультурно-оздоровительной деятельности

УДК 378.172+378.178
 
Разнокачественная характеристика студентов, определяющая результативность их физкультурно-оздоровительной деятельности
Людмила Петровна Додонова, кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; Анастасия Александровна Тинт, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет

Аннотация
В статье изложены основные особенности выполняемого междисциплинарного исследования, включающие формулировку цели, объяснительную графоаналитическую модель, гипотезу и другие, созданные автором для изучения явления жизни человека как целого и входящие в состав новой концепции психобиологии человека. Его изучение с позиции целого позволяет подойти к познанию этого сложного явления с иной, более расширенной точки зрения по сравнению с конкретно-научным исследованием. Применение указанной модели и гипотезы объясняет зависимость состояния телесности (функциональной и физической подготовленности, др.) от степени развития 121духовно-психических свойств, качеств, определяющих внутренний мир любого обследованного. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в рамках авторской теории психобиологии человека впервые изучена тройственность проявления различных признаков обучающихся в применении к двигательной деятельности на прогрессивном этапе, выявленная разноаспектными эмпирическими данными, описывающими разнокачественную характеристику студентов непрофильного вуза. Такое познание явления жизни человека как действительности обусловливает целостный (антрополого-эволюционный или природосообразный) подход и практическую значимость данного исследования, которые обеспечиваются объединением внешнего и внутреннего миров человека, нераздельность которых обусловливается действием принципов иерархии и функциональной полноты всей совокупности его жизненных функций, справедливых на всех его структурных уровнях. Композиция эмпирических данных, полученных авторами, является субъективно-объективным основанием педагогической методики/ технологии развития духовно-психических и физических способностей, реализация которой возможна в объеме часов, отведенных на нее ФГОС-3.
Ключевые слова: представление о человеке как целом, студенты, уровни мотивации, посещаемость, физическая подготовленность и ее динамика, принципы иерархии и функциональной полноты всей совокупности жизненных функций человека.

Литература
1.      Бахарева Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников / Е.В. Бахарева, Л.В. Иванова, Е.А. Коваленко // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 1–6.
2.      Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – Москва : Академия, 2002. – 416 с.
3.      Гавришова Е.В. К вопросу об исследовании мотивации студентов, мотивированных на успех и избегающих неудач, к двигательной активности / Е.В. Гавришова, А.А. Горелов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 8 (102). – С. 48–52.
4.      Додонова Л.П. Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии: учебное пособие для вузов по направлению 032100 – Физическая культура / Л.П. Додонова. – 2-е изд. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014. – 160 с.
5.      Додонова Л.П. Методологические принципы природосообразной педагогики / Л.П. Додонова // Педагогика. – 2019. – № 1. – С. 31–40.
6.      Додонова Л.П. Принцип соответствия как основа планирования и управления режимом развития / Л.П. Додонова // Новые подходы к изучению классических проблем : материалы VIII Всероссийской с международным участием конференции с элементами школы по физиологии мышц и мышечной деятельности. – Москва : Альфа-Принт, 2015. – С. 93.
7.      Додонова Л.П. Проблема представления человека как целого и ее междисциплинарное решение / Л.П. Додонова // Ценности и смыслы. – 2016. – № 2 (42). – С. 36–53.
8.      Додонова Л.П. Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека / Л.П. Додонова // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 3. – С. 100–104.
9.      Додонова Л.П. Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики / Л.П. Додонова // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 11. – С. 94–99.
10.   Зинченко Е.А. Целеполагание и мотивация на учебном занятии в СПО / Е.А. Зинченко, В.П. Найденова, Л.П. Клышникова // Новая наука : История становления, современное состояние, перспективы развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Часть 1. – Уфа : Аэтерна, 2020. – С. 145–146.
11.   Кузин В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В.В. Кузин, Б.А. Никитюк – Москва : ФОН, 1995. – 174 с.
12.   Лёвушкин С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 7–17 лет с разными типами телосложения : автореф. дис…. д-ра биол. наук / Лёвушкин Сергей Петрович. – Москва, 2005. – 48 с.
13.   Малошонок Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Малошонок, Т.В. Семенова, Е.А. Терентьев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92–121.
14.   Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики / А.М. Новиков. – Москва : Эгвес, 2010. – 208 с.
15.   Однорог (Тинт), А.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой при взаимодействии с педагогом / А.А. Однорог (Тинт) // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта : опыт и перспективы развития : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции / Часть 1. – Тюмень : Вектор Бук, 2014. – С. 260–262.
16.   Однорог (Тинт), А.А. Самодействия студентов СМГ в процессе физического воспитания в вузе / А.А. Однорог (Тинт) // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Часть I. – Тюмень : Вектор Бук, 2016. – С. 312–314.
17.    Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. … д-ра психол. наук / Орлов Юрий Михайлович. – Москва, 1984. – 525 с.
18.   Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад ; редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова, другие. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
19.   Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов: сборник научных трудов / ред. совет: С.В. Иванова (пред.) [и др.].  – Москва : ИЭТ, 2013. – 448 с.
20.   Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. / Дж. Реале, Д. Антисери. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 336 с.
21.   Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – Москва : Медицина, 1991. – 272 с.
22.   Тинт, А.А. Физическое состояние студентов специальной медицинской группы с учетом соматотипов / А.А. Тинт // Сибирский учитель. – 2018. – №5 (12). – С. 42–46.
23.   Шугрин, С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы / С.М. Шугрин. – Новосибирск : Наука, 1999. – 496 с.
24.   Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований / Д.И. Фельдштейн // Бюллетень ВАК. – 2005. – № 6. – С. 1–11.
25.    Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века / Д.И. Фельдштейн // Сибирский учитель. – 2013. – № 1 (86). – С. 5–17.
26.   Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы к началу XXI века / Ю.А. Ямпольская // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке : материалы Международного конгресса. – Ч. 3. – Москва : Издатель НЦЗД РАМН, 2004. – С. 395–396.
 
Контактная информация: lp_dodonova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2021
Показать полный текст