УДК 159.9
Сравнительный анализ подходов к пониманию поддерживающей роли матери в автономии ребенка раннего возраста
Екатерина Станиславовна Багинская, аспирант, Ивановский государственный университет
Аннотация
В данной статье автор анализирует особенности взаимосвязи процесса ранней социализации и межличностного взаимоотношения матери и ребенка, описывает привязанность ребенка к матери. Особое внимание уделяется эмоциональной связи с матерью. Автор убежден, что она порождает первое социальное поведение, определяющее дальнейшую траекторию интеграции ребенка в социальную систему. Обосновывается идея об участии матери как субъекта педагогической деятельности в облегчении автономии ребенка раннего возраста. Дополняются и обобщаются теоретические знания о роли матери в процессе социализации ребенка раннего возраста. С учётом взглядов отечественных и зарубежных ученых, автор придерживается позиции, что до трехлетнего возраста важно поддерживать состояние нормальных симбиотических отношений ребенка с матерью или замещающим ее близким взрослым. Автор указывает, что на развитие ребенка влияние так же оказывает отделение ребенка от матери, процесс его индивидуализации. В статье речь идет о присутствии матери как поддерживающей персоны, стимулирующей автономию ребенка и способствующей появлению внутреннего ресурса для установления контакта ребенка с другими людьми. Статья раскрывает содержание понятия автономии ребенка раннего возраста. Представлен авторский взгляд на создание условий, повышающих эффективность социализации ребенка раннего возраста. Наряду с этим, автором предложен новый термин – материнское тьюторство, имеющий значение для эффективной социализации ребенка раннего возраста. Автор подчёркивает, что дополнительного рассмотрения требуют вопросы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и матери, как опорного субъекта педагогической деятельности, играющей первостепенное значение в автономии ребенка раннего возраста.
Ключевые слова: ребенок раннего возраста, роль матери, привязанность, симбиотические отношения, автономия ребенка, ранняя социализация, дошкольное образовательное учреждение, субъекты педагогической деятельности.
Литература
1. Авдеева, Н.Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери / Н.Н. Авдеева // Современное дошкольное образование. – 2013. – № 2 (34). – С. 20–27.
2. Василенко, М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации: автореф. дис. … канд. психол. наук / Василенко Маргарита Анатольевна. – Курск, 2011. – 23 с.
3. Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития / Г.В. Бурменская // Вестник Московского. университета. Сер. 14, Психология. – 2009. – №4. – С. 17–31.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 1999. – 352 с.
5. Девяткин, А. А. Явление социальной установки в психологии ХХ века / А.А. Девяткин. – Калининград : Калининградский университет, 1999. – 309 с.
6. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – Москва : Джангар, 2012. – 864 с.
7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – Москва : Просвещение, 1986. – 129 с.
8. Крайг, Г. Психология развития / Грэйс Крайг, Бокум Дон. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 939 с.
9. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 18–35.
10. Морено, Я.Л. Психодрама / Я.Л. Морено. – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001 – 528 с.
11. Ларионова Ольга. Москва и Юнеско: в центре внимания – дошкольное образование / Ольга Ларионова // сетевое издание «Учительская газета». – 2008. – № 42. – URL: http://www.ug.ru/archive/32186 (Дата обращения: 01.12.2019).
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (Дата обращения: 02.12.2019).
13. Токарская, Л.В. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия / Л.В Токарская, М.А. Лаврова // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14., № 2. – С. 86–92.
14. Фрейд, 3. Три очерка по теории сексуальности / З. Фрейд // Психология бессознательного. – Москва : Просвещение, 1990. – 450 с. – C. 123–202.
15. Шапиро Д. Автономия и ригидная личность / Д. Шапиро – Москва : «Класс, 2009. – 160 с.
16. Эриксон, Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон. – Санкт-Петерьург : Летний сад, 2000.– 415 с.
17. Blos P. The adolescent passage: Developmental issues / Р. Blos – New York : International Universities Press, 1979. – 521 p.
Контактная информация: astro.tv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.03.2021
Показать полный текст