Вы здесь

Семенова Ф.О., Бостанова С.Н., Чербиева С.В. Особенности переживания стресса у молодежи с разным уровнем феминности и маскулинности

УДК 159.922; 159.942
 
Особенности переживания стресса у молодежи с разным уровнем феминности и маскулинности
Файзура Ореловна Семенова, доктор психологических наук, профессор, декан, Светлана Николаевна Бостанова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Саидат Висрадиевна Чербиева, аспирант, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности маскулинности и феминности в ситуации переживания стресса. Эти два гендерных стандарта касаются как индивидуальных черт, так и особенностей поведения индивида. Складывающиеся стереотипы в социальном статусе женщин и мужчин изменили многие привычные стандарты, побуждающие рассматривать вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей переживания стрессовой ситуации у юношей и девушек с разным уровнем маскулинности и феминности. В связи с этим выдвинута гипотеза, что у девушек с феминным типом уровень переживания стрессовой ситуации выше, чем у девушек с маскулинным типом, а у юношей с феминным типом уровень переживания стрессовой ситуации выше, чем у юношей с маскулинным типом. Были применены методы научного исследования: анализ теоретического материала и психодиагностические методики для определения доминирования психологического пола (С. Л. Бем) и уровня переживания стресса (Диагностика состояния стресса). В исследовании приняли участие 60 юношей и 60 девушек. В статье приведены результаты исследования гендерных особенностей переживания стресса у современной молодежи, особенности поведения юношей и девушек в стрессовых ситуациях. Полученные результаты имеют большое практическое значение для профессиональной деятельности практических психологов и могут быть использованы в процессе обеспечения психологического сопровождения образовательной деятельности в вузе.
Ключевые слова: гендер, стресс, стрессоустойчивость, агрессия, личность, характер, психологический пол, феминность, маскулинность.

Литература
  1. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / С. Л. Бем. – Москва : РОССПЭН, 2004. – 336 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Ш. Берн // - Москва: "Прайм-Еврознак", 2007. – 318 с.
  3. Бостанова С.Н. Проблема восстановления после стресса в период пандемии / С.Н. Бостанова, Ж.Б. Дотдуева // Традиции инновации в психологии и социальной работе : материалы III Всероссийской научной практической конференции. – Карачаевск : КЧГУ, 2020. – С. 51–56.
  4. Дерябинина А.С. Образ будущего в контексте гендерных различий : автореф. дис. … канд. психол. наук / Дерябинина Алена Сергеевна. – Иркутск, 2019. – 27 с.
  5. Мохова В.О. Основные предпосылки формирования психологии пола и гендерный проблематики (С 18 по начало 20века) : дис. … канд. психол. наук / Мохова Вероника Олеговна. – Москва, 2016. – 214 с.
  6. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 416 с.
 
Контактная информация: bostanova14@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.04.2021
Показать полный текст