Вы здесь

Кобзева О.В. Поведенческий компонент в структуре Я-концепции студентов с нарушениями развития

УДК 159.922.762
 
Поведенческий компонент в структуре Я-концепции студентов с нарушениями развития
Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, Мурманский арктический государственный университет

Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению Я-концепции в психологии и показана структура Я-концепции. Особое внимание уделено анализу личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Автор описывает специфику факторов, влияющих на формирование Я-концепции в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 33 респондента (16 студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 17 студентов с условно нормативным развитием, средний возраст респондентов 19,8 лет). Целью эмпирического исследования явилось изучение специфики поведенческого компонента Я-концепции студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исследование поведенческого компонента Я-концепции проводилось с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н.С. Эндлер, Д.А. Панкер) и теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова). Результаты исследования показывают, что у студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в стрессовых ситуациях основным является эмоционально-ориентированный копинг, у студентов с условно нормативным развитием – проблемно-ориентированный. Доказано, что студенты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не погружаются в стрессовую или фрустрирующую ситуацию при ее разрешении. Доминирование мотива избегания неудач, состояние неудовлетворенности от собственной деятельности, нереальные цели определяет специфику личностного развития студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Студенты с условно нормативным развитием демонстрируют осознанное поведение в ситуации выбора. Они убеждены в позитивном разрешении всех спорных ситуаций. Выявленные особенности показывают наличие у них высокого социометрического статуса и сформированной системы убеждений.
Ключевые слова: Я-концепция, нарушенное развитие, копинг-поведение, жизнестойкость, личностные особенности.

Литература
1.      Арзуманян С.С. Развитие самосознания и формирование Я-концепции студентов: основные подходы и тенденции исследования / С.С. Арзуманян // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2012. – № 1. – С. 318–322.
2.      Мэй Р. Человек в поисках себя / Р. Мэй. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2013. – 221 с.
3.      Психология личности / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2013. – 509 с.
4.      Razuvaeva T. The Problem of Psychological Rehabilitation of Person with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood / T. Razuvaeva, Y. Gut, A. Lokteva, E. Pchelkina. – DOI: 10.3390/bs9120133 // Behavioral Science. – 2019. – V. 9, No. 12. – URL: https://www.mdpi.com/2076-328X/9/12/133 (дата обращения: 01.02.2021).
5.      Mastery motivation and executive functions as predictors of adaptive behavior in adolescents and young adults with cerebral palsy or myelomeningocele / S. Warschausky, J.N. Kaufman, M. Evitts, W. Schutt, E.A. Hurvitz. – DOI. https://doi.org/10.1037/rep0000151 // Rehabilitation Psychology. – 2017. – V. 62 (3). – P. 258–267.
 
Контактная информация: kobzevao@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 31.03.2021
Показать полный текст