Вы здесь

Горелова Г.Г., Жаркова С.В., Мануйлов Г.В. Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях

УДК 159.9.072
 
Актуальные направления в исследовании прокрастинации в современных социальных условиях
Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Светлана Валерьевна Жаркова, аспирант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск; Геннадий Валерьевич Мануйлов, кандидат психологических наук, преподаватель, Уральский медицинский колледж, Челябинск

Аннотация
В статье рассматриваются современные исследования по проблеме прокрастинации личности на основе анализа публикаций за последние 5–7 лет (2014–2020 гг.), обобщаются представления о структуре откладывающего поведения, особенностях его формирования и преодоления. Прокрастинация предстает в виде защитного и совладающего поведения. Обнаружено, что в новых исследованиях акцент смещается со связи прокрастинации с индивидуальностью на ее обусловленность личностными факторами: мотивацией, смысложизненной позицией, сценариями отложенной жизни, личностной организацией времени, перфекционизмом, особенностями саморегуляции, самоконтроля, самоорганизации и пр.
Ключевые слова: прокрастинация, откладывающее поведение, психологические защиты, копинг-стратегии личности.

Литература
  1. Барaбанщикова В.В. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В.В. Барабанщиковa, О.А. Климова, М.В. Останина // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3. – С. 91–104.
  2. Барабанщиковa В.В. Перспективы исследования феномена прокрaстинации в профессиональной деятельности / В.В. Барабанщикова, Г.И. Марусaнова // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4. – С. 130–140.
  3. Виндекер О.С. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни / О.С. Виндекер, Т.Л. Сморкалова, С.Ю. Лебедев // Известия Уральского Федерального Университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – №2 (150). – С. 98–108.
  4. Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е.В. Веденеева, Е.В. Забелина, И.А. Трушина, Ю.В. Честюнина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. –Т.6., № 4 (21). – С. 289–292.
  5. Зарипова Т.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т.В. Зарипова, Н.А. Данилова // Омский научный вестник. – 2015. – №4. – С. 122–125.
  6. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке / М.В. Зверева // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 1. – С. 78–84.
  7. Зверева, М.В. Прокрастинация и агрессия при психической патологии у лиц молодого возраста / М.В. Зверева, С.Н. Ениколопов, И.В. Олейчик // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т.20., № 2. – С. 70–77.
  8. Ларских М.В. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов / М.В. Ларских, Н.Г. Матюхина // Universum: психология и образование: электронный научный журнал. – 2015. – № 7 (17). – URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370 (дата обращения: 16.03.2021).
  9. Лебедева Е.В. Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза / Е.В. Лебедева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 1 (4). – С. 139–143.
  10. Лученкова М.А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей / М.А. Лученкова // Гуманизация образования. – 2017. – № 1. – С. 57–64.
  11. Сибирцева Е.И. Изучение феномена прокрастинации в отечественной психологии / Е.И. Сибирцева // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 2-1(8). – С. 186–191.
  12. Сморкалова Т.Л. Исследование взаимосвязи прокрастинации и эмоционального интеллекта / Т.Л. Сморкалова, Н.Г. Васильева // Международный научно-исследовательский журнал. –2016. – № 7-3 (49). – С. 148–151.
  13. Солынин Н.Е. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н.Е. Солынин, А.В. Лингураль // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 184–188.
  14. Тронь Т.М. Взаимосвязь параметров академической прокрастинации с психическими состояниями, уровнем субъективного контроля, учебной мотивацией и успеваемостью у студентов-прокрастинаторов / Т.М. Тронь // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11- 1(65). – С. 88–94.
  15. Чеврениди, А.А. Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе / А.А. Чеврениди // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2016. – № 4. – С. 16–25.
  16. Чернышева, Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения / Н.А. Чернышева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 17–26.
  17. Abbasi, I.S. The Prevalence, Predictors, Causes, Treatment, and Implications of Procrastination Behaviors in General, Academic, and Work Setting / I.S. Abbasi, N.G. Alghamdi – doi:10.5539/ijps.v7n1p59 // International Journal of Psychological Studies, 2015. – Vol. 7. – № 1. – P. 59–66.
  18. Genetic Relations Among Procrastination, Impulsivity, and Goal-Management Ability Implications for the Evolutionary Origin of Procrastination / D.E. Gustavson, A. Miyake, J.K. Hewitt, N.P. Friedman – doi: 10.1177/0956797614526260 // Psychol Sci, 2014. – Vol. 25 (6). – P. 1178–1188.
  19. Agent-Based Model of Procrastination / R. Procee, B.A. Kamphorst, van Wissen, J.J. Meyer – doi: 10.3233/978-1-61499-419-0-747 // ECAI 2014 – 21st European Conference on Artificial Intelligence, Including Prestigious Applications of Intelligent Systems, 2014. – Vol. 263. – P. 747–752.
  20. Yerdelen, S. Longitudinal Examination of Procrastination and Anxiety, and Their Relation to Self-Efficacy for Self-Regulated Learning: Latent Growth Curve Modeling / S. Yerdelen, A. McCaffrey, R. Klassen. – doi: 10.12738/estp.2016.1.0108// Educational Sciences: Theory and Practice. – 2016. – Vol. 2. – P. 5–22.
 
Контактная информация: Svetlanantks@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.04.2021
Показать полный текст