Вы здесь

Потешкин А.В., Таламова И.Г. Эффективность методики воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с ДЦП

УДК 37.04:796.012.2
 
Эффективность методики воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет с ДЦП
Артем Валерьевич Потешкин, аспирант, Ирина Геннадьевна Таламова, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация
Введение. В последнее время отмечается тенденция увеличения численности детей с детским церебральным параличом. Данное заболевание сопровождается нарушениями двигательных функций, в том числе снижением проявлений координационных способностей. Цель исследования – разработать дифференцированную методику воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по классификации Gross Motor Function Classification Systems. Методика и организация исследования. Методика состоит из двух этапов: 1 этап – оценка координационных способностей; 2 этап – воспитание координационных способностей. По результатам тестирования координационных способностей были определены кластеры взаимосвязи (кластерный анализ, метод единичной связи), по которым были сгруппированы координационные способности. На основании полученных кластеров была разработана методика воспитания координационных способностей обучающихся с ДЦП. В ходе одного занятия воспитание начинается с координационных способностей из 1 кластера и заканчивается координационными способностями из 3 кластера, тем самым соблюдается четкая иерархия дифференцированного воздействия на мальчиков и девочек обеих форм ДЦП, выявленная с помощью кластерного анализа. Экспериментальная часть исследования проходила в казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301». 76 обучающихся занимались по разработанной методике 3 раза в неделю во внеурочное время в течение 3 четверти. Для каждой координационной способности были подобранны гимнастические упражнения, а также упражнения с использованием метода аудиовизуальной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01-2» (компьютерная программ «StabMed», версия 2.08.). Результаты исследования и их обсуждение. Апробировав методику воспитания координационных способностей были выявлены улучшения в проявлении координационных способностей у учащихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП. Выводы. После проведенного эксперимента достоверно значимые различия обнаружены у мальчиков с гемипаретической формой в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,0005), способности к согласованию в нижних конечностях (p<0,05), у девочек со спастической диплегией в способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05), у девочек с гемипаретической формой в кинестетической способности в верхних конечностях (p<0,05), способности к реагированию в верхних конечностях (p<0,05), способности к ориентированию в верхних конечностях (p<0,05), кинестетической способности в нижних конечностях (p<0,05).
Ключевые слова: ДЦП, спастическая диплегия, гемипаретическая форма, координационные способности, методика воспитания, аудиовизуальная обратная связь.
 
Литература
1.      Попереков В.С. Применение средств игры бочча, как психолого-педагогический аспект процесса адаптивной физической реабилитации детей 9–12 лет с детским церебральным параличом / В.С. Попереков, В.М. Сабрекова, Г.В. Ковязина. // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Омск : СибГУФК, 2020. – С. 129–132.
2.      Потешкин А.В. К вопросу о показателях развития координационных способностей у детей с ДЦП / А.В. Потешкин, И.Г. Таламова // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2019. – С. 208–210.
3.      Physics-Based Simulations to Predict the Differential Effects of Motor Control and Musculoskeletal Deficits on Gait Dysfunction in Cerebral Palsy: A Retrospective Case Study / A. Falisse, L. Pitto, H. Kainz [et al] // Frontiers Human Neuroscience. – 2020. – № 14. – P.17.
4.      Kristi S.W. Management of Joint Contractures in the Spastic Upper Extremity / S.W. Kristi, D. Aaron // Hand Clin. – 2018. – № 34 (4)). – P. 517–528.
5.      Poteshkin A. Differentiated methodology of coordinating abilities upbringing in children with infantile cerebral paralysis // A. Poteshkin, I. Talamova. – doi.org/10.1051/bioconf/20202600012 // Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports (PES 2020) : First International Scientific-Practical Conference. – 2020. – № 26.. – URL: https://www.bioconferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00012/bioconf_pes2020_00012.html (date of accessed 02/04/2021).
 
Контактная информация: artempoteshkin91@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2021
Показать полный текст