Вы здесь

Мищенко Н.Ю., Габов М.В. Влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни (на примере центра раннего плавания «Буль-буль» г. Копейска)

УДК 796.011.1
 
Влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни (на примере центра раннего плавания «Буль-буль» г. Копейска)
Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Владимирович Габов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация
Рассматриваются особенности существующих методик оздоровительного плавания детей первого года жизни. Дается краткая характеристика педагогических условий и модели формирования профессиональных компетенций тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию детей грудного. Представлены результаты заболеваемости детей первого года жизни за период эксперимента. Выполнена оценка уровня сформированности плавательный умений детей первого года жизни контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента, представлены результаты прироста плавательных умений детей грудного возраста за период эксперимента. Методика и организация исследования. В рамках исследования с сентября 2019 г. по июнь 2020 г. проводился эксперимент, в ходе которого нами изучалось влияние оздоровительного плавания на здоровье детей грудного возраста, а также решалась задача по формированию плавательных умений детей грудного возраста. Были сформированы 3 экспериментальные группы детей по 10 человек в каждой группе, возраст от 1,8 месяцев до 1 года, за которыми наблюдали в центре раннего плавания: «Буль-буль» г. Копейска: 1 группа (контрольная) – дети, плавающие с первого месяца жизни 2–3 раза в неделю, занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей компетентности по традиционной программе; 2 группа (экспериментальная) – дети, плавающие с первого месяца жизни 2–3 раза в неделю в группе «Мама и малыш», занимались у тренеров-инструкторов по оздоровительному плаванию, повышающих уровень своей профессиональной компетентности по экспериментальной программе; 3 группа – дети, не плавающие вообще (купали родители в ванночках дома). В результате исследования обоснована эффективность оздоровительного плавания детей первого года жизни в условиях центра раннего плавания «Буль-Буль» г. Копейска, показано положительное влияние оздоровительного плавания на заболеваемость и легкость выздоровления, а также уровень сформированности плавательных умений детей первого года жизни.
Ключевые слова: заболеваемость, дети первого года жизни, оздоровительное плавание, плавательные умения, профессиональная компетентность, тренер-инструктор по оздоровительному плаванию детей первого года жизни.
 
Литература
1.      Апариев, Р.Д. Организационно-методические аспекты занятий оздоровительным плаванием с детьми грудного возраста / Р. Д. Апариев // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения : сб. материалов Всерос. с междун. участием науч.-практич. конф. (онлайн-формат, 21-22 октября 2020 года). Том 1 / под общей ред. В. В. Горбачевой, Е. Г. Борисенко – Волгоград : ВГАФК, 2020 – С. 10-13.
2.      Апариева, Т.Г. Особенности проведения занятий плаванием в группах «Мама и малыш» (на примере детей 3-х лет) / Т. Г. Апариева, Т. А. Крохина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015. – № 1 (11). – С. 12-16.
3.      Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть / И.А. Аршавский. -– Москва : Советский спорт, 1990. – 30 с.
4.      Гидрореабилитация детей раннего возраста с перинатальными поражениями центральной нервной системы : учебно-методическое пособие / Е.В. Казанская, А.А. Потапчук, И.В. Юрков. – Санкт-Петербург : Издательство СПбГМУ, 2012. – 48 с.
5.      Григан, С.А. Влияние плавания на развитие и здоровье детей в раннем возрасте / С.А. Григан, Н. Н. Нещерет // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 154–158.
6.      Григан, С.А. Особенности обучения плаванию детей грудного возраста / С.А. Григан, Г.Н. Белых, А.Л. Вишина // Транспорт: наука, образование, производство : труды Международной научно-практической конференции. Часть 5. Гуманитарные и юридические науки. – Ростов-на-Дону : Рост. гос. ун-т. путей сообщения, 2018. – С. 194–198.
7.      Гутерман, В.А. Плавание грудных детей : метод. рекомендации / В.А. Гутерман. – Москва : М-во здравоохранения РСФСР, 1978. – 30 с.
8.      Капотов, П.П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. – Москва : Воениздат, 2018. – 498 c.
9.      Мищенко, Н.Ю. Профессионально-важные умения и навыки тренера-инструктора по оздоровительному плаванию детей грудного возраста в структуре профессиональной компетентности / Н.Ю. Мищенко, К.А. Захаров // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : материалы VIII Всерос. науч.-практич. конф. магистрантов и молодых ученых, посвященной 50-летию УралГУФК (Челябинск, 9 апреля 2020 г.) / под ред. Н.Ю. Мищенко, Е.В. Быкова. – Челябинск : УралГУФК, 2020. – С. 97–102.
10.   Фирсов, З. Плавать раньше, чем ходить / З. Фирсов. – Москва : Физическая культура и спорт, 1978. – 72 с.
11.   Фридман, Ф.Б. Плавание для малышей / Ф.Б. Фридман. – Москва : Этерна, 2009. – 96 с.


Контактная информация: NUMishenko@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.04.2021
Показать полный текст