Вы здесь

Доронцев А.В., Ермолина Н.В., Лямина Ю.А., Майорова Е.Б. Влияние регулярных занятий футболом на уровень развития физических качеств и особенности социализации у школьников 11–12 лет

УДК 796.012.6
 
Влияние регулярных занятий футболом на уровень развития физических качеств и особенности социализации у школьников 11–12 лет
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Лямина, старший преподаватель, Елена Борисовна Майорова, Астраханский государственный университет

Аннотация
В статье рассматривается влияние регулярных занятий футболом на уровень развития физических качеств, функциональных показателей и формирование социальной адаптации у школьников 11–12 лет (мальчики). Футбол является одним из перспективных и активно развивающимся видом спорта, позволяющим гармонично развивать основные физические качества обеспечивая высокий уровень функциональных показателей. В детско-юношеском спорте футбол может выступать не только как «технический и функциональный» вид двигательной активности, но и является важным воспитательным «модератором» социально обусловленных отношений в обществе. В данном аспекте интерес представляет изучение не только функциональных показателей юных футболистов, но и уровень их социализации. Материалы. Всего в рамках исследования приняли участие 43 школьника 11–12 лет (мальчики), которые были распределены на две группы (n1 – 22) регулярно занимающиеся футболом 10–12 часов в неделю и школьники, занимающиеся физической культурой в рамках школьной программы 3 часа в неделю (n2 – 21), все школьники по результатам врачебной комиссии были отнесены к основной медицинской группе без ограничений занятием спортом. Методы исследования. Критериями определения уровня развития физических качеств использовались контрольные нормативы, для определения резервов сердечно сосудистой системы применялись функциональные пробы. Для определения уровня социализации использовался опросник для родителей и законных представителей школьников. Для статистического анализа полученных данных использовали программу Statistica 16 (StatSoft USA). При проведении межгрупповых сравнений в двух исследуемых группах использовали критерий U Манна–Уитни, с целью проведения корреляционного анализа применяли коэффициент корреляции Пирсона. Уровень критической значимости соответствовал p < 0,05. Результаты. По результатам корреляционного анализа было выявлено наличие статистически значимых связей систематических занятий футболом и развитием скоростно-силовых, координационных способностей и выносливости. Повышение уровня социализации был обусловлен соревновательной деятельностью, расширением контактов со сверстниками из других городов, коллективной ответственностью за результативность игр. Заключение. Результаты исследования подтверждают положительное влияние учебно-тренировочных занятий командными видами спорта, в данном случае футбола, не только на развитие физических качеств, но и в формировании социально ориентированного поведения юных спортсменов.
Ключевые слова: школьники 11–12 лет, футбол, уровень развития физических качеств, функциональные резервы, социализация.
 
Литература
1.      Gonzalez-Villora, S. Decision making and skill development in youth football players / S. Gonzalez-Villora, L.M. Garcia-Lopez, O.R. Contreras-Jordan // International Journal of Medicine and Sciences of Physical Activity and Sport. – 2015. – № 59. – P. 467–487.
2.      Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Светличкина // Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20., № 1. – С. 135–141.
3.      Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 31–33.
4.      Драндров, Г.Л. Перспективные направления совершенствования технической подготовки юных футболистов / Г.Л. Драндров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=27616 (дата обращения: 12.09.2020).
5.      Казанкова, О.С. Воспитание выносливости в процессе кроссфит тренировки / О.С. Казанкова // Научный альманах. – 2017. – № 5-2 (31). – С. 48–51.
6.      Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2019. – Vol. 10, No. 10. – С. 2723–2728.
7.      Коломиец, А.П. Поэтапный подход к формированию координационных и скоростных способностей школьников с применением координационной лестницы // Наука–2020. – 2019. – № 3 (28). – С. 44–47.
8.      Развитие координационных способностей обучающихся с использованием элементов координационной лестницы / А.А. Коник, В.Е. Дыбов, А.Н. Кулиничев, Н.А. Алексеев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2020. – № 1. – С. 17–24.
9.      Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 5. – С. 59-61.
10.   Назаренко, Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 3. – С. 99–102.
11.   Нормативы оценки антропометрических показателей у детей от 0 до 19 лет в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения / Н.Л. Черная, Г.С. Маскова, В.М. Ганузин, Е.В. Шубина, О.Б. Дадаева. – Ярославль : [б. и.], 2018. – 116 с.
12.   Чирва, Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства / Б.Г. Чирва // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 4. – С. 16–18.
13.   Чичкова, М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно – сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. – 2020. – № 1 (15). – С. 28–35.
14.       Conditioning for Strength and Human Performance / edited by T. Jeff Chandler, Lee E. Brown. – 3rd ed. – London : Taylor and Francis, 2018. – 692 p.
 
Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 01.04.2021
Показать полный текст