Вы здесь

Аленуров Э.А. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14–17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры

УДК 796.011.3
 
Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14–17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры
Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
 
Аннотация
В работе осуществлялась сравнительная характеристика морфофункционального состояния, физической подготовленности, уровню заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у 14-17-летних юных спортсменов и учащихся, посещающих уроки физической культуры. Цель исследования: выявить основные направления, по которым юные спортсмены имели преимущество перед школьниками. Задачи исследования: выявить особенности физического развития, физической подготовленности, уровням заболеваемости и составляющих здорового образа жизни у юных спортсменов и школьников, не занимающихся спортом. Методы и организация исследования. Обследование юных спортсменов обучающихся проводилось в период 2019-2020 учебного года. В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы оценки морфофункционального состояния, физической и умственной работоспособности, педагогические контрольные испытания, методы анализа заболеваемости и методы математической статистики. Большинство юных спортсменов регулярно смотрят телевизионные передачи, читают художественную литературу, заняты организованным досугом, практически не употребляют спиртные напитки и наркотики, не курят. Учащиеся, не занимающиеся спортом, умеренное сформированность вредных привычек рассматривают как нормальное явление, а занятия физической культурой как принудительное посещение учебных занятий. Занятия спортом существенно повышают уровни морфофункционального состояния, физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, снижают заболеваемость учащихся и способствуют социализации их личности.
Ключевые слова: юные спортсмены, учащиеся, морфофункциональное состояние, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, структура заболеваемости.

Литература
  1. Абрамишвили Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении] / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. – 2015. – № 1 (15). – С. 67–70.
  2. Александров В.И. Мониторинг физического состояния детей в образовательных учреждениях / В.И. Александров, Е.С. Чижова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.– 2005. – № 4. –С. 40–42.
  3. Дифференцированное развитие скоростных способностей учащихся на уроках физической культуры / Э.А. Аленуров, Д.А. Казаков, М.Н. Маринина, М.В. Некрасова // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 8. – С. 66–67.
  4. Еремин М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 60–63.
  5. Карпов, В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 91–96.
  6. Оптимизация физической и технической подготовки школьников в метаниях / В.А. Кудинова Э.А. Аленуров, А.М. Гладких, Н.С. Купцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 274–277.
  7. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 12 (154). – С. 167–172.
 
Контактная информация: alenurov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.04.2021
Показать полный текст