Вы здесь

Мезенцева И.А., Серегина Н.В., Петухова Л.П. Особенности личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности

УДК159.9.072
 
Особенности личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности
Ирина Александровна Мезенцева кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Валерьевна Серегина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности. В младшем школьном возрасте следует рассматривать два типа рефлексии – интеллектуальную и личностную. Наиболее значимым в нашей работе явилось изучение проблемы развития личностной рефлексии младших школьников. Это связано с тем, что младший школьный возраст является сензитивным для формирования рефлексии личности в условиях учебной деятельности, которая является ведущей на данном этапе развития. При диагностики особенностей личностной рефлексии младших школьников, испытывающих трудности в учебной деятельности были использованы методики М. Куна, Т. Мак-Партланд «Кто Я?» (модификация Т.В. Румянцевой). Рассмотрены результаты диагностика показателей личностной рефлексии младших школьников, выполнен статистический анализ полученных данных, на основе которого осуществлена интерпретация полученных результатов. Полученные результаты в дальнейшем позволят нам приступить к проектированию коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие рефлексии младших школьников, испытывающих затруднения в учебной деятельности.
Ключевые слова: рефлексия, личность, младший школьник, учебная деятельность, трудности в обучении.

Литература
  1. Зак, А.З. Формирование рефлексивных умений у младших школьников / А.З. Зак // Оригинальные исследования. – 2019. – № 5. – С. 75–85.
  2. Сизикова, Т.Э. Методологические основания модальной психологии рефлексии /Т.Э. Сизикова // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 72. – С. 21–45.
  3. Сорокоумова, Е.А. К проблеме самопознания современного младшего школьника / Е.А. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. – 2015. – №2. – С. 106–113.
 
Контактная информация: petuhowa.larisa@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 13.01.2021
Показать полный текст