Вы здесь

Королева Н.И., Воспитанник И.В., Харитонова Т.С. Роль арт-терапевтических методик в позитивации Я-концепции личности

УДК 159.98
 
Роль арт-терапевтических методик в позитивации Я-концепции личности
Наталия Ивановна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Владимировна Воспитанник, кандидат психологических наук, Татьяна Сергеевна Харитонова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация
В данной статье раскрывается содержание понятия «Я-концепция» личности. Я-концепция – это сложное образование, которое включает в себя образ-Я (набор определенных качеств и характеристик) и свое собственное отношение к этим качествам (самооценка). По К. Роджерсу, в структуру Я-концепции входит Я-реальное (каким человек видит себя на основании объективных характеристик своей жизнедеятельности), Я-идеальное (каким бы он хотел себя видеть) и Я-зеркальное (каким его видят другие). Относительная согласованность этих трех компонентов позволяет человеку быть достаточно ассертивным. Поэтому важнейшей психолого-педагогической задачей является позитивация Я-концепции личности. С этой цели используются арт-терапевтические методики, которые мы применили в процессе освоения студентами психологических дисциплин и получили результаты. Научная новизна исследуемой проблематики заключается в попытке анализа ведущих теоретических подходов к понятию «Я-концепция» и способов работы с образом-Я личности в контексте арт-терапии. Практическая значимость данного исследования прослеживается в разработке и осуществлении идеи арт-терапевтического тренинга в студенческой группе, он строится в соответствии с выбранными нами механизмами позитивации Я-концепции. Полученные нами данные служат материалом для дальнейших исследований в области психологии личности, а также позитивации жизнедеятельности личности с помощью арт-терапии (и непосредственно юнгианского арт-терапевтического подхода).
Ключевые слова: Я-концепция, образ-Я, способы позитивации Я-концепции, арт-терапевтические методы, изотерапия, социально-психологический тренинг, направленный на позитивацию Я-концепции личности.

Литература
  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс,1986. – 420 с.
  2. Бетенски М. Что ты видишь: Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.
  3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – Москва : Академический проект, 2012. – 520 с.
  4. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. – Санкт-Петербург : Лань, 2009. – 256 с.
  5. Королева Н.И. Психология: наука и профессия : учебное пособие / Н.И. Королева, И.В. Воспитанник. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 168 с.
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний / Л.Д. Лебедева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 256 с.
  7. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – Москва : Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
  8. Баер Удо Творческая терапия – Терапия творчеством: теория и практика психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности / Удо Баер. – Москва : Класс, 2013. – 548 с.
 
Контактная информация: vospitannik-@mail.ru; koronati@gmail.com
Статья поступила в редакцию 24.01.2021