Вы здесь

Германов Г.Н., Силиванова К.В., Васенин Г.А., Хаошуан Ван, Цзюань Ян. Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности

УДК 159.9.072:159.92
 
Диагностика этнической идентичности русских и китайских школьников в контексте формирования межнациональной толерантности
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ксения Викторовна Силиванова, директор, Георгий Андреевич Васенин, кандидат педагогических наук, учитель, Школа № 17, г. Москва; Хаошуан Ван (КНР), аспирант, Цзюань Ян (КНР), аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация
В работе рассматриваются вопросы становления позитивной этнической идентичности у школьников 6-7 и 9-10 классов в контексте изучения проблемы формирования межнациональной толерантности. Характеризуются процессуальные компоненты этнической идентичности, определяется выраженность когнитивного и аффективного компонентов у школьников разных этнических групп, подчеркивается значимая роль поведенческого компонента. Указывается, что в условиях целенаправленно построенной образовательной среды и процесса воспитания возможно осуществлять коррекцию психофизической дезадаптации посредством физических упражнений, воздействуя на поведенческий компонент.
Ключевые слова: идентификация, позитивная этническая идентичность; когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты; шкальный опросник О.Л. Романовой; методика Дж. Финни; этнос, этническое самосознание; русские школьники, китайские школьники, этнофоры народов СССР; критерий U-Манна-Уитни.
 
Литература
1.      Идентичность: концептуальный анализ : монография / А. В. Бабаева, Г. А. Быковская, С. В. Барышников [и др.] ; под общ. ред. И. В. Черниговских. – Воронеж : Научная книга, 2020. – 179 с.
2.      Бухарева, С. Л. Особенности формирования этнической идентичности у подростков в этнически ориентированных учебных центрах : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Бухарева Софья Львовна. – Москва, 2005. – 26 с.
3.      Идрисова, Ю. А. Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Идрисова Юлия Аляветдиновна. – Самара, 2007. – 25 с.
4.      Романова, О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Романова Ольга Львовна. – Москва, 1994. – 20 с.
5.      Российская идентичность в Москве и регионах / Ин-т социологии РАН ; отв. ред. Л. М. Дробижева. – Москва : МАКС Пресс, 2009. – 267 с.
6.      Собкин, В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Собкин Владимир Самуилович. – Москва, 1997. – 88 с.
7.      Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. – Москва : Смысл, 1998. – 386 с.
8.      Социология межэтнической толерантности / отв. ред. Л. М. Дробижева. – Москва : Институт социологии РАН, 2003. – 220 с.
9.      Стефаненко, Т. Г. Социальная психология этнической идентичности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Стефаненко, Татьяна Гавриловна. – Москва, 1999. – 46 с.
10.   Хотинец, В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика : на материале исследования коренных народов Западного Урала : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Хотинец Вера Юрьевна. – Новосибирск, 2000. – 39 с.
11.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Эю Эриксон. – Москва : Прогресс, 1996. – 344 с.
 
Контактная информация: genchay@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.01.2021
Показать полный текст