Вы здесь

Митрохина А.С. Диагностика уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущего химика

УДК 378
 
Диагностика уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущего химика
Анна Сергеевна Митрохина, старший преподаватель, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация
В настоящее время одним из основных направлений концепции развития образования является качественное воспитание будущих специалистов и обеспечение их конкурентоспособности. Успех их карьеры зависит от степени развития компетентности будущих выпускников. Современные химики должны обладать значительными знаниями и умениями в области производственно-технологической деятельности. Одним их важнейших компонентов производственно-технологической компетенции будущих химиков является мотивационно-ценностный компонент. В статье определено содержание данного компонента. Наличие мотивационно-ценностного компонента в структуре компетенции обусловлено тем, что у будущих химиков должны быть сформированы ценности, мотивы, цели, потребности, ценностные установки и личностные качества, обеспечивающие готовность применять химические и технологические знания и умения при решении профессиональных задач, готовность занимать позицию исследователя в научной технической и производственной областях. Данный компонент способствует росту интереса к профессиональной деятельности, творческому проявлению личности в профессии; направлен на формирование способностей к самостоятельной деятельности, самообучению и саморазвитию. Диагностика мотивационно-ценностного компонента осуществлялась по измерению уровня развития мотивации, определяющего интерес и ценностное отношение к инновационной производственно-технологической деятельности, положительной мотивации к самостоятельной и научно-исследовательской работе, стремления к самоактуализации, самообучению, самодисциплине. Для определения показателей уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента будущих химиков применялись беседы; самоактуализационный тест (САТ), предназначенный для диагностики уровня самоактуализации; опросник мотивации профессиональной деятельности и другое. На основании проведенного эксперимента в заключении сделаны выводы о невысоком уровне мотивационно-ценностного компонента производственно-технологической компетенции у будущих химиков, а также о необходимости развития системы подготовки будущих химиков к производственно-технологической деятельности.
Ключевые слова: студент; химик; мотивация; творчество; личность; саморазвитие; профессиональная деятельность; производственно-технологическая компетенция.
 
Литература
1.      Сластенин В.А. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. вузов /, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва : Академия, 2002. – 576 с.
2.      Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – Москва : Просвещение, 1976. – 479 с.
3.      Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие / В.Д. Шадриков. – Москва : Логос, 2008. – 320 с.

Контактная информация: anna_mitroxina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.01.2021
Показать полный текст