УДК 378.046.4
Психолого-педагогические условия повышения внутренней мотивации логопедов при обучении по программам повышения квалификации
Ирина Николаевна Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Алина Анатольевна Алемпьева, ассистент, Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы оптимизации подготовки медицинских логопедов, так как оказание квалифицированной логопедической помощи неврологическим пациентам – необходимое условие модернизации системы здравоохранения и обеспечения качественной реабилитации для пациентов. Целью исследования было определение психолого-педагогических условий, способствующих повышению мотивационной составляющей профессиональной деятельности логопедов медицинской сети, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования. К таким условиям относятся: связь теории с практикой; дифференцированный подход к обучающимся на основании специфики их профессиональной деятельности и условий труда; опора на принципы андрагогического подхода. Применение указанных педагогических условий позволило повысить внутреннюю профессиональную мотивацию обучающихся и снизить уровень внешней отрицательной мотивации. Указанная система обучения показала свою эффективность в плане повышения уровня профессиональных компетенций и внутренней профессиональной мотивации.
Ключевые слова: логопедия, повышение квалификации, последипломное обучение.
Литература
- Бордовская Н. В. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 304 с.
- Василькова, Т.А. Основы андрагогики : учебное пособие / Т.А. Василькова. – Москва : КНОРУС, 2011. – 256 с.
- Гордиенко, И.В. Психолого-педагогические условия совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников в системе непрерывного повышения квалификации / И.В. Гордиенко, Г.А. Репринцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 2 (15). – С. 35–39.
- Змеев, С.И. Основы андрагогики : учебное пособие для вузов / И.С. Змеев. – Москва : Флинта, 2013. – 156 с.
- Лебедева Н.В. Гендерные особенности учебной мотивации слушателей курсов повышения квалификации / Н.В. Лебедева // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. Человек и образование. – 2013. – № 4 (37) . – С. 59–62.
- Мальцева Л.В. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе / Л.В. Мальцева, Ю.А. Суслова // Вестник Курганского государственного университета. Серия : Физиология, психология и медицина. – 2017. – № 3 (46). – С. 63–68.
- О порядке организации медицинской реабилитации : приказ Министерства здравоохранения РФ N 1705н. от 29.12.2012. – URL : https://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения: 03.08.2020).
- О специализированной помощи больным при нарушении речи и других высших психических функций: приказ Министерства здравоохранения РФ № 383 от 28.12.1998. – URL : https://base.garant.ru/4175525/ (дата обращения: 03.08.2020).
- Петелина Н.Г. Психологические условия повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда в системе повышения квалификации : дис. … канд. психол. наук / Петелина Наталья Геннадьевна. – Курск, 2006. – 251 с.
- Тюрин Э.И. Особенности мотивации получения дополнительного профессионального образования / Э.И. Тюрин // Общественные науки. Социология. – 2012. – № 3 (23). – С. 77–82.
- Чиркина C.Е. Смыслообразование взрослых в период профессиональной переподготовки / С.Е. Чиркина // Филология и культура. – 2015. – № 1 (39). – С. 347–351.
- Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования / Н.В. Шестак // Высшее образование в России. – 2013. – № 6. – С. 98–103.
Контактная информация: alempalina@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 18.09.2020
Показать полный текст