Вы здесь

Доронцев А.В., Зинчук Н.А. Оценка освоения теоретического модуля по предмету «Физическая культура» студентами 5 курса в медицинском вузе

УДК 796.011.3
 
Оценка освоения теоретического модуля по предмету «Физическая культура» студентами 5 курса в медицинском вузе
Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет

Аннотация
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу по предмету «Физическая культура» включает оздоровительные, реабилитационные, профессионально ориентированные умения и навыки профилактического характера, позволяющие на основе совокупности средств физической культуры и здоровьесберегающих технологий создавать условия охраны здоровья людей. Материалы. Первым этапом исследования было определение среднего балла успеваемости по всем предметам за 4 года обучения, выявление студентов, занимающихся в профильных научных кружках, участвующих в научно-практических конференциях и ведущих грантовые научные исследования под руководством преподавателей кафедр. Критерием исключения в исследовании стали студенты имеющие среднее профессиональное медицинское образование занимающиеся профессиональной деятельностью профильного характера. Вторым этапом работы было выделение двух групп студентов; первая группа n1 – 23 студентов, в активе которых было участие в студенческих конференциях, исследовательских работах, имевших не менее 1 публикации индексированной в elibrari.ru (средний бал успеваемости 4,17±0,35). Вторая группа n2 – 27 студентов (средний бал успеваемости 3,85±0,20), которые не принимали участие в студенческой научной деятельности университета. Третьим этапом работы было определение знаний и умений применять оздоровительные технологии в профилактических и реабилитационных целях. Для определения теоретических знаний использовались образовательные модули с тематическими вопросами и задачами. Методы исследования. Для статистической обработки данных использовали количественные переменные, представленные в виде среднего значения ± стандартной ошибки среднего значения (М±m). Результаты рассматривали как статистически значимые при уровне р <0,05. Корреляционный анализ выполнен с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Результат. По итогам третьего этапа, было выявлено, что студенты группы n1 – 23 имеют более высокий уровень комплексированных знаний по предмету, в ответах предлагали широкую вариативность в решении ситуационных задач профилактического характера с использованием средств физической культуры и спорта в сравнении с группой n2 – 27. Заключение. Теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в развитии приоритетных научных исследований с привлечением студентов к организации и проведении научных кружков, студенческих конференций с тематикой включающую не только профильные клинические дисциплины, но и разделы физической культуры и спорта.
Ключевые слова: теоретический раздел, уровни освоения знаний, ситуативные задачи, студенты медицинского университета.
 
Литература
  1. The clinical profile and pathophysiology of atrial fibrillation relationship among clinical features, epidemiology, and mechanisms / J. Andrade, P. Khairy, D. Dobrev, S. Nattel // Circ. Res. – 2014. – Vol. 9, No. 114. – Р. 1453–1468.
  2. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С.Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2016. – Т. 7, № 2 (24). – С. 21–24.
  3. Frequent coexistence of chronic heart failure and chronic obstructive pulmonary disease in respiratory and cardiac outpatients: Evidence from SUSPIRIUM, a multicenter Italian survey / R. Griffo, A. Spanevello, P.L. Temporelli, P. Faggiano, M. Carone, G. Magni, N. Ambrosino, L. Tavazzi // Eur. J. Prev. Cardiol. – 2017. – Vol. 24, № 6. – P. 567–576.
  4. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2019. – Т. 10, № 10. – С. 2723–2728.
  5. Physiological mechanisms of rehabilitation in vegetative vascular dystonia / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, T.M. Voevodina // Indian Journal of Public Health Research and Development. – 2019. – Т. 10, № 10. – С. 1997–2002.
  6. Карпова, С.Н. Технология использования унифицированных тренировочных комплексов в ходе физического воспитания студентов специальных медицинских групп / С.Н. Карпова, Г.С. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 6 (172). – С. 113–117.
  7. Лобанов, Ю.Я. Функции физкультурно-образовательной среды вуза в реализации индивидуально-ориентированной модели обучения / Ю.Я. Лобанов, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 8 (150). – С. 60–65.
  8. Мальцев, А.А. Модель формирования социальной компетенции студентов, обучающихся по направлению физическая культура / А.А. Мальцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 2 (120). – С. 88–91.
  9. Мандриков, В.Б. Технология оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В.Б. Мандриков. – Волгоград : Изд-во Технического университета, 2001. – 322 с.
  10. Морозова, О.В. Эффективность силовых упражнений для повышения функционального состояния студенток специальных медицинских групп / О.В. Морозова, Е.Н. Абакумова // Гуманитарные исследования. – 2016. – № 3 (59). – С. 111–116.
  11. Петина, Э.Ш. Физкультурно-спортивные интересы и двигательная устремленность студентов медицинского вуза / Э.Ш. Петина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 2 (120). – С. 115–118.
  12. Светличкина, А.А. Планирование интенсивности физических нагрузок на основании исследований электрокардиографии у высококвалифицированных спортсменов и студентов Астраханского ГМУ / А.А. Светличкина, О.А. Козлятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 3 (133). – С. 214–217.
  13. Патент 2672934 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у людей с ограниченными физическими возможностями / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. – URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2672934C1_20181121 (дата обращения: 01.11.2019).
  14. Патент 2652968 РФ. Способ комплексной оценки показателей сердечно-сосудистой системы у спортсменов / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина. – URL : https://yandex.ru/patents/doc/RU2652968C1_20180503 (дата обращения: 01.11.2019).
  15. Студенческий спорт и повышение качества образования дисциплин по физической культуре в контексте «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» / В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Ю.В. Карпичева, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления РАНХ и ГС. – 2018. – Т. 9. – № 3 (35). – С. 47–67.
  16. Чичкова, М.А. Оценка влияния занятий адаптивными видами спорта на резервные показатели сердечно сосудистой системы у пациентов с нейросенсорной тугоухостью I–II степени / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18, № 4. – С. 117–122.
  17. Щербакова, В.П. Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. 2016. – URL : https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-predmetufizicheskaya-kultura-dlya-studentov-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-i--1755492.html (дата обращения: 01.11.2019).
Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 17.08.2020
Показать полный текст