Вы здесь

Шаповалова О.Е., Емельянова И.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих старших дошкольников

УДК 159.9
 
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих старших дошкольников
Ольга Евгеньевна Шаповалова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Алексеевна Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, направленного на повышение педагогической, психологической и социальной компетентности родителей. В связи с этим, цель исследования непосредственно связана с созданием оптимальных условий для развития и социального становления личности ребенка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. А его конкретной задачей является выявление отношения родителей к проблемам, связанным с воспитанием и развитием старших дошкольников, а также к возможности получения психолого-педагогической помощи. Ведущим методом исследования стало анкетирование, с помощью которого получен значительный объем фактических данных, по-новому характеризующих условия и проблемы семейного воспитания старших дошкольников. Материалы и результаты исследования представляют интерес для педагогов дошкольного образования и других специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей.
Ключевые слова: семья, психолого-педагогическое сопровождение, старшие дошкольники, оптимальные условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p551-555
 
Psychological and pedagogical support for families raising older preschoolers
Olga Evgenievna Shapovalova, the doctor of psychological sciences, professor, department chairman, Irina Alekseevna Emelyanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sholom-Aleichem Amur State University, Birobidzhan

Annotation
The relevance of this research is due to the need for psychological and pedagogical support of families raising preschool children, aimed at improving the pedagogical, psychological, and social competence of parents. In this regard, the purpose of the study is related to the creation of optimal conditions for the development and social formation of the child's personality, both in preschool educational institutions and in the family. And its specific task is to identify the attitude of parents to the problems associated with the education and development of older preschoolers, as well as to the possibility of receiving psychological and pedagogical assistance. The leading method of research was a questionnaire, which obtained a significant amount of evidence that characterizes the conditions and problems of family education of older preschoolers in a new way. The materials and results of the research are of interest to teachers of preschool education and other specialists who provide psychological and pedagogical support to families raising children.
Keywords: family, psychological and pedagogical support, senior preschool children, optimal conditions.
 
Литература
  1. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой ; Московский городской педагогический университет. – Москва : [б. и.], 2011. – 160 с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 1997. – 220 с.
  3. Карынбаева, О.В. Отношение педагогов к проблеме взаимодействия с семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста / О.В. Карынбаева, О.Е. Шаповалова // Научное мнение. – 2019. – № 9. – С. 53–57.
  4. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – Москва : Просвещение, 2007. – 296 с.
  5. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – Москва : Академия, 2003. – 320 с.
  6. Тараканова, В.В. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками / В.В. Тараканова, К.А. Слабожанинова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 5. – С. 75–77.
  7. Шаповалова, О.Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях / О.Е. Шаповалова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 4. – С. 94–96.
  8. Support of Disabled children Psychological and Pedagogical Development / I.A. Emelyanova, O.E. Shapovalova, N.V. Shklyar, E.A. Borisova, G.S. Rodionova, O.V. Karynbaeva, N.V. Koryakina, E.S. Dunaeva // Biology and Medicine. – 2015. – V. 7, Issue 4. – URL : http://www.biolmedonline.com/ (дата обращения: 10.02.2020).
  9. Particularities of speech readiness for schooling in pre-school children having general speech underdevelopment: A social and pedagogical aspect / I.A. Emelyanova, E.A. Borisova, O.E. Shapovalova, O.V. Karynbaeva, I.M. Vorotilkina // Journal of Social Studies Education Research. – 2018. – No. 9 (1). – P. 89–105.
  10. Psychological health of preschoolers in the context of personal sovereignty of psychological health and attachment to the mother / T.V. Levkova, N.V. Shklyar, O.V. Karynbaeva, E.A. Borisova, O.E. Shapovalova // Humanities and Social Sciences Reviews. – 2019. – Vol. 7, No 6. – P. 1032–1039.
References
  1. Kozlova, S.A. and Kulikova. T.A. (Ed.) (2011), Interaction of kindergarten and family in the child's social development, Moscow City Pedagogical University, Moscow.
  2. Vygotsky, L.S. (2000), Questions of child psychology, Soyuz, St. Petersburg.
  3. Karynbayeva, O.V. and Shapovalova, O.E. (2019), “Attitude of teachers to the problem of interaction with families raising preschool children”, Scientific opinion, No. 9, pp. 53-57.
  4. Mukhina, V.S. (2007), Psychology of preschool children, Enlightenment, Moscow.
  5. Levchenko, I.Yu. and Zabramnaya, S.D. (Ed.) (2003), Psychological and pedagogical diagnostics, Academia, Moscow.
  6. Tarakanova, V.V. and Slabozhaninova, K.A. (2012), “Style of family education and features of communication of preschool children with peers”, Municipal education: innovations and experiment, No. 5, pp. 75-77.
  7. Shapovalova, O.E. (2011), “Research of psychological and pedagogical support of children's development in educational institutions”, Pedagogical education and science, No. 4, pp. 94-96.
  8. Emelyanova, I.A., Shapovalova, O.E., Shklyar, N.V., Borisova, E.A., Rodionova, G.S., Karynbaeva, O.V., Koryakina, N.V. and Dunaeva E.S. (2015), “Support of Disabled Children Psychological and Pedagogical Development”, Biology and Medicine, Vol. 7, I. 4, available at: http://www.biolmedonline.com/ (accessed 10.02.2020).
  9. Emelyanova, I.A., Borisova, E.A., Shapovalova, O.E., Karynbaeva, O.V. and Vorotilkina, I.M. (2018), “Particularities of speech readiness for schooling in pre-school children having general speech underdevelopment: A social and pedagogical aspect”, Journal of Social Studies Education Research, I. 9, pp. 89-105.
  10. Levkova, T.V., Shklyar, N.V., Karynbaeva, O.V., Borisova, E.A. and Shapovalova, O.E. (2019), “Psychological health of preschoolers in the context of personal sovereignty of psychological health and attachment to the mother”, Humanities and Social Sciences Reviews, Vol. 7, No. 6, pp. 1032-1039.
Контактная информация: olya.shapovalova.1962@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.05.2020
Показать полный текст