Вы здесь

Смоленцева В.Н., Блинов В.А., Негодаев Д.А. Совершенствование взаимопонимания в процессе игрового взаимодействия в команде футболистов непрофильного вуза

УДК 796.332
 
Совершенствование взаимопонимания в процессе игрового взаимодействия в команде футболистов непрофильного вуза
Валентина Николаевна Смоленцева, доктор психологических наук, профессор, Вячеслав Анатольевич Блинов, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Негодаев, студент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация
Введение. Взаимопонимание между спортсменами является одним из факторов результативной деятельности, особенно в командных и коллективных видах спорта. Цель. Исследование применения невербальных и вербальных сигналов в процессе игрового взаимодействия, как фактора взаимопонимания между спортсменами в командных видах спорта. Материалы и методы. В исследовании приняли участие футболисты команды футбольного клуба «Иртыш» г. Омска и футболисты команды непрофильного вуза. Для оценки взаимопонимания между футболистами использовались опрос, тестирование, экспертная оценка обмена вербальными и невербальными сигналами в процессе взаимодействия. Результаты исследования. Футболисты команды футбольного клуба «Иртыш», по сравнению с футболистами команды непрофильного вуза, демонстрировали большую интенсивность обмена невербальными и вербальными сигналами и адекватное их «считывание» в различных игровых ситуациях. Футболисты непрофильного вуза, названные сигналы применяли реже, при этом в случае их применения они не всегда «считывались» партнером, которому предназначались, что естественно приводило к ошибочным технико-тактическим действиям и отрицательно влияло на результат соревновательной деятельности. Были выявлены факторы низкой эффективности применения и «считывания» невербальных и вербальных сигналов футболистами непрофильного вуза в процессе игрового взаимодействия: во-первых, обучение на разных факультетах и в разных корпусах вуза, что не обеспечивает прохождение необходимых этапов взаимопонимания между спортсменами, во-вторых, недостаточность выраженности индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих взаимопонимание в процессе взаимодействия. Заключение. Разработка комплекса психолого-педагогических средств и экспериментальная проверка его эффективности позволили повысить интенсивность применения и адекватность «считывания» невербальных и вербальных сигналов в команде футболистов непрофильного вуза, что, соответственно, выражалось в более эффективной организации совместных игровых комбинаций.
Ключевые слова: футболисты непрофильного вуза, невербальные и вербальные сигналы, взаимопонимание, игровое взаимодействие.
 
Литература
  1. Гречишникова, С.С. Анализ межличностных отношений социально-психологического микроклимата спортивной команды / С.С. Гречишникова, Ю.В. Елютин // Актуальные проблемы спортивной тренировки, адаптивной и оздоровительной физической культуры : материалы Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием. – Липецк, 2016. – С. 171–176.
  2. Короткина, Е.Д. Взаимосвязи представлений о команде и критериях ее эффективности / Е.Д. Короткина, И.М. Пелевина // Вестник СПбГУ. Серия 12 : Психология. Социология. Педагогика. – 2009. – Вып. 2, ч. II. – С. 224–230.
  3. Мироненко, Ю.А. Формирование перцептивных умений у студентов – будущих специалистов по физической культуре и спорту : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мироненко Юлия Александровна. – Омск, 2009. – 24 с.
  4. Непопалов, В.Н. Основные закономерности группообразования в спорте / В.Н. Непопалов // Материалы VII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (6-11 июня 2011 г.). – Москва, 2011. – С. 147–153.
  5. Хасина, П.Л. Ролевой состав команды и динамика ее эффективности / П.Л. Хасина // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 91–98.
Контактная информация: Valentinaomsk333@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 08.05.2020
Показать полный текст