Вы здесь

Оленева А.В., Степаник И.А. Приемы координации дыхательного и двигательного акта на начальном этапе в системе профессионального обучения классическому танцу

УДК 793.3
 
Приемы координации дыхательного и двигательного акта на начальном этапе в системе профессионального обучения классическому танцу
Анастасия Владимировна Оленева, аспирант, Ирина Анатольевна Степаник, кандидат медицинских наук, доцент, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург

Аннотация
Введение. Систематические занятия повышенными физическими нагрузками, к которым относится и классический танец, требуют соответствующего энергообеспечения, зависящего, в том числе, и от обеспечения организма кислородом. В системе профессионального хореографического образования на сегодняшний день отсутствуют научно обоснованные техники и методики формирования специфических динамических дыхательных стереотипов, важность выработки которых особенно высока на начальных этапах обучения классическому танцу. Целью исследования стал анализ техники классического танца первого года обучения и выделение наиболее частотно встречающихся элементов, для исполнения которых возможно будет установить определенную схему дыхательных стереотипов. Методика и организация исследования. Был проведен анализ специальной научно-методической литературы, с целью разработки схемы согласования дыхательных и двигательных актов в процессе обучения классическому танцу на первом году обучения. В пилотажном педагогическом эксперименте, проводившемся в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, приняли участие 24 ученицы первого года обучения в возрасте 10–11 лет, составившие контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа в течение 5 месяцев выполняла предложенный авторами комплекс динамических дыхательных упражнений на уроке балетной гимнастики. В начале и конце эксперимента участники прошли тестирование, направленное на выявление времени восстановления дыхания после серии физических упражнений. Результаты исследования. По результатам эксперимента, время, необходимое на восстановление дыхания после движения, достоверно снизилось в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе достоверной положительной динамики зафиксировано не было. Выводы. Полученные результаты позволяет говорить о положительном влиянии разработанной дыхательной гимнастики на будущих артистов балета, а также необходимости дальнейшего углубленного изучения вопроса координации дыхательного и двигательного акта в классическом танце.
Ключевые слова: дыхательная гимнастика, динамический дыхательный стереотип, классический танец, хореографическое образование, артист балета, дыхание, танец, хореография, обучение.
 
Литература
  1. Базарова, Н.П. Азбука классического танца : первые три года обучения / Н.П. Базарова, В.П. Мей. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 272 с.
  2. Ваганова, А.Я. Основы классического танца : учебник для высших и средних учебных заведений искусства и культуры / А.Я. Ваганова. – Изд. 9-е, стереотип. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2007. – 191 с.
  3. Вишнякова, С.В. Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике : дис. … канд. пед. наук / Вишнякова Светлана Васильевна. – Волгоград, 1999. – 142 с.
  4. Дыхательная гимнастика у студентов при проведении занятий лечебной физической культуры / И.А. Ерошенко, Ю.Я. Низовцева, М.В. Манжела, Е.В. Николаев, А.А. Долгов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 11 (177). – С. 137–140.
  5. Заплахов, Ю.А. Повышение эффективности подготовки 10–13-летних пловчих с использованием аэроионизации и пролонгации выдоха : автореф. дис. … канд. пед. наук / Заплахов Юрий Анатольевич. – Набережные Челны, 2009. – 22 с.
  6. Имнаев, Ш.А.-О. Методика обучения рациональному дыханию в процессе физического воспитания студенток подготовительной медицинской группы : дис. … канд. пед. наук / Имнаев Шабан Абдула-Оглы. – Волгоград, 2002. – 146 с.
  7. Левин, М.В. Гимнастика в хореографической школе / М.В. Левин. – Москва : Терра-спорт, 2011. – 91 с.
  8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. – Москва : ACT, 1998. – 272 с.
  9. Михайлов, А.С. Функционально-физическая подготовка кикбоксеров с применением различных режимов дыхательных упражнений : дис. … канд. пед. наук / Михайлов Андрей Сергеевич. – Набережные Челны, 2013. – 150 с.
  10. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н. Солопов. – Волгоград : [б. и.], 2004. – 220 с.
  11. Тарасов, Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства / Н.И. Тарасов. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Лань, 2005. – 496 с.
  12. Применение регламентированных режимов дыхания в стрелковой подготовке биатлонистов с различным типом соревновательной подготовленности / В.В. Фарбей, Е.Г. Жевлаков, М.В. Курочкин, Р.А. Истомин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 277–281.
  13. Хаас, Ж.Г. Анатомия танца / Ж.Г. Хаас. – Минск : Поппури, 2011. – 200 с.
  14. Чёмов, В.В. Методологические и технологические основы интеграции двигательных заданий и регламентированных режимов дыхания эргогенического воздействия в тренировке квалифицированных легкоатлетов : автореф. дис. … канд. пед. наук / Чёмов Владимир Васильевич. – Волгоград, 2014. – 48 с.
  15. Karsavina, T. Classical ballet: the flow of the movement / T. Karsavina. – London : Adam and Charles Black, 1959. – 211 p.
Контактная информация: crowblack-minsk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.05.2020
Показать полный текст