Вы здесь

Фомин А.Е., Жарков А.В. Разработка и апробация опросника, измеряющего убеждения учащихся о возможности сочетать учебную и спортивную деятельность

УДК 159.99
 
Разработка и апробация опросника, измеряющего убеждения учащихся о возможности сочетать учебную и спортивную деятельность
Андрей Евгеньевич Фомин, кандидат психологических наук, доцент, Александр Витальевич Жарков, аспирант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Аннотация
В статье представлены результаты теоретической разработки, конструирования и психометрической проверки опросника, предназначенного для оценки убеждений учащихся в возможности сочетать учебную и спортивную деятельность. Актуальность создания и использования опросника обоснована необходимостью изучения сложных и неоднозначных отношений учения и спорта в структуре общей активности учащихся. Теоретический анализ показал, что измеряемый опросником психологический конструкт следует обозначить как праксеологические убеждения обучающихся, относительно сочетания учения и спорта. Эксплораторный факторный анализ (метод главных компонент) исходных пунктов опросника позволил выделить два фактора, которые интерпретируются как позитивные и негативные убеждения испытуемых в возможности совмещать спортивную и учебную деятельность. Апробация опросника показала его психометрическую надежность и валидность. В заключении обсуждены возможные перспективы использования опросника в научных и практических целях.
Ключевые слова: учебная деятельность, спортивная деятельность, праксеология, праксеологические убеждения, надежность, валидность.
 
Литература
  1. Давыдов, В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова : монография по материалам Международной сетевой научной конференции. – Волгоград : Перемена, 2016. – С. 31–44.
  2. Жуков, Ю.Ю. Занятия спортом как фактор учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 7 (101). – С. 46–53.
  3. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. – Москва : Изд-во Московского гос. ун-та, 1994. – 144 с.
  4. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе / Т. Котарбинский. – Москва : Экономика, 1975. – 272 с.
  5. Луговских, Т.А. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т.А. Луговских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 6 (124). – С. 219–231.
  6. Мизес, Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. Мизес. – Москва : Экономика, 2000. – 878 с.
  7. Савин, Е.Ю. Соотношение склонности к педагогической импровизации с субъектным и профессиональным опытом студента-педагога / Е.Ю. Савин // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 61. – С. 123–138.
  8. Савин, Е.Ю. Проявления субъектного опыта в различных сферах активности студентов-первокурсников / Е.Ю. Савин, Т.В. Багнюк // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы II-й Международной научно-практической конференции 20–22 апреля 2017 г. – Калуга : Изд-во АКФ «Политоп», 2017. – С. 706–715.
  9. Теленков, Д.В. Характеристики студентов вузов физической культуры как факторы успешности их деятельности / Д.В. Теленков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 6 (40). – С. 102–106.
  10. Харитонова, Н.Е. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в школе / Н.Е. Харитонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. – С. 76–79.
  11. Хэтти, Дж. Видимое обучение / Дж. Хэтти. – Москва : Национальное образование, 2017. – 496 с.
  12. Hofer, B.K. The development of epistemological theories: Beliefs about knowledge and knowing and their relation to learning / B.K. Hofer, P.R. Pintrich // Review of educational research. – 1997. – V. 67, № 1. – P. 88–140.
  13. Perry, W.G. Forms of intellectual and ethical development in the college years: scheme / W.G. Perry. – San Francisco, Calif : Jossey-Bass Publishers, 1999. – 285 p.
  14. Trudeau, F. Physical education, school physical activity, school sports and academic performance / F. Trudeau, R.J. Shephard // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2008. – V. 5, No. 1. – P. 10.
Контактная информация: fomin72-72@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.03.2020
Показать полный текст