Вы здесь

Гончаров В.И., Королев Н.В., Шляхтов В.А. Физический статус и его влияние на отношения учащихся суворовских училищ

УДК 796.011
 
Физический статус и его влияние на отношения учащихся суворовских училищ
Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор, Николай Васильевич Королев, аспирант, Дальневосточный федеральный университет; Вячеслав Александрович Шляхтов, преподаватель, Уссурийское военное суворовское училище

Аннотация
В статье представлено исследование, целью которого явилось выявление влияния физического статуса (физическое развитие, физическая и спортивная подготовленность, физкультурно-спортивная активность) на положение учащихся в системе отношений учебных групп Суворовского училища. Его гипотезой стало предположение, что такое влияние существует и определяется тем, что хорошие физические кондиции, сила всегда ценятся у подростков, а их обладатели заслуживают уважения. В военизированных же учебных заведениях их ценность возрастает, так как уровень физического развития и физической подготовленности, спортивная закалка служат гарантией успешного овладения профессией и эффективного выполнения боевых задач в составе военных групп и коллективов.
Полученные результаты позволяют говорить об определенном влиянии физического статуса на социальный статус суворовцев в своем учебном коллективе. Такое влияние не является однозначным, но, тем не менее, оно существенное, особенно по параметру физического развития: как правило, учащиеся с хорошими физическими данными занимают или высокие, или средние социометрические позиции в коллективе.
Полученные данные могут иметь теоретическое и практическое значение, связанное с раскрытием природы и специфики отношений в учебных подразделениях суворовцев как первичных малых социальных группах, с проведением работы по созданию в таких группах благоприятного психологического климата и сплоченности.
Ключевые слова: кадет Суворовского училища, отношения в учебных группах, антропометрические данные, физическая и спортивная подготовленность.

 
Литература
  1. Абрамов, А.П. Тезаурусный конструкт личности в военизированной организации (на примере суворовского училища) / А.П. Абрамов // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2012. – № 4-3. – С.152–158.
  2. Владимиров, С.И. Некоторые вопросы методики изучения суворовцев / С.И. Владимиров // Военно-педагогический выпуск. – 2002. – Вып. 4. – С. 67–77.
  3. Гончаров, В.И. Физическая подготовленность военнослужащих и их положение в системе взаимоотношений воинских подразделений взводов / В.И. Гончаров, Н.В. Королев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 7 (161). – С. 53–56.
  4. Гончаров, В.И. Факторы лидерства в системе отношений воинских подразделений в взводах / В.И. Гончаров, Н.В. Королев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – №8 (162). – С. 223–226.
  5. Ермолов, Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (суворовцев) / Е.М. Ермолов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2001. – № 3. – С. 185–189.
  6. Парфилова, Г.Г. Исследование межличностных отношений воспитанников суворовских военных училищ / Г.Г. Парфилова, Л.Ш. Каримова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23415 (дата обращения: 03.01.2020).
Контактная информация: victorgoncharov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.01.2020
Показать полный текст