Вы здесь

Батенова Ю.В., Горелова Г.Г. Психическое развитие и информационная грамотность дошкольников в условиях компьютерной игровой деятельности

УДК 159.9
 
Психическое развитие и информационная грамотность дошкольников в условиях компьютерной игровой деятельности
Юлия Валерьевна Батенова, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ), Южно-Уральский государственный университет, (ФБГОУ НИУ ЮУрГУ), г. Челябинск; Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет, (ФБГОУ НИУ ЮУрГУ), г. Челябинск

Аннотация
В статье раскрываются особенности компьютерной игровой деятельности, характеризуются положительные и отрицательные стороны влияния на психику человека. Отмечается особая роль компьютерных игр в развитии дошкольника, а также возможности их использования в образовательных целях. Представлены результаты эмпирического исследования игровых предпочтений детей младшего возраста, распределение по полу и возрасту (между младшими, средними и старшими дошкольниками), выявлены навыки владения цифровыми устройствами. Теоретический анализ позволил определить специфику воздействия компьютерных игр на интеллектуальную, эмоциональную и коммуникативную сферы дошкольника. Основываясь на анализе современных представлений о влиянии компьютерных игр, охарактеризованы перспективы психического развития дошкольников в контексте изменений в функционировании высших психических процессов: памяти, внимания, воображения и мышления, а также эмоционально-волевой регуляции.
Ключевые слова: компьютерная игра дошкольника, психическое развитие в условиях игровой компьютерной деятельности, функции компьютерной игры, информационные навыки.
  
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №18-013-00743 А
 
Литература
  1. Батенова, Ю.В. Особенности развития мышления дошкольника в условиях игровой компьютерной деятельности / Ю.В. Батенова // Журнал Высшей школы экономики. Серия : Психология. – 2011. – Том 8. – № 4. – С. 59-73.
  2. Вишневский, А.В. Философское осмысление понятия компьютерной игры / А.В. Вишневский // Вестник Омского университета. – 2014. – № 3. – С. 91-92.
  3. Днепров, С.А. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры / С.А. Днепров, А.Л. Каткова // Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 16-24.
  4. Кириенко, С.Д. Применение информационных и коммуникационных технологий в практике дошкольных образовательных организаций / С.Д. Кириенко, А.С. Микерина // Вестник ЮУрГППУ. – 2018. – № 3. – С. 80-89.
  5. Прихожан, А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А.М. Прихожан // Мир психологии. – 2010. – № 3. – С. 135-141.
  6. Пучкова, Д.А. Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Д.А. Пучкова // Современные проблемы науки и техники. – 2015. – №1-1. – С. 15-28.
  7. Филатова, Т.П. Эффект «психологического погружения» в виртуальную реальность компьютерной игры как фактор формирования компьютерной игровой аддикции / Т.П. Филатова // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 44-1. – С. 123-131.
  8. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок / А.Г. Шмелев // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. – 1988. – Вып. 3. – С. 27-39.
Контактная информация: juliabatenova@gmail.com
Статья поступила в редакцию 05.11.2018
Показать полный текст