Вы здесь

Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Чернова М.Б. Факторная структура и информативные показатели функционального состояния школьников 7-8 лет

УДК 612.776.1+796
 
Факторная структура и информативные показатели функционального состояния школьников 7-8 лет
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Анастасия Альлеровна Герасимова, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент,
Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

 
Аннотация
В исследовании идентифицированы шесть независимых факторов, определяющих функциональное состояние (ФС) организма школьников 7-8 лет (n=250). По каждому из них выявлены наиболее информативные показатели, пригодные для диагностики ФС детей в начальный период адаптации к образовательной среде. В структуре ФС идентифицированы два независимых фактора, характеризующих емкость и мощность системы энергетического обеспечения мышечной деятельности. Наличие значимой связи показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей с показателями острой заболеваемости, дает основание полагать, что с помощью специальных программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на неспецифическую устойчивость их организма.
Ключевые слова: школьники 7-8 лет, функциональное состояние, факторная структура, информативные показатели, физическая работоспособность, острая заболеваемость.
 Работа поддержана грантом РГНФ (№16-06-18011е).
 
Литература
  1. Баранов, А.А. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Российской Академии медицинских наук. – 2009.– № 5.– С. 6-11.
  2. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н.П. Бехтерева. – М. : АСТ, 2010. – 399 с.
  3. Володина, Е.А. Функциональное состояние и адаптационные возможности организма школьников в условиях реформирования образования / Е. А. Володина, Е. Ю. Суетнова, Н.П. Сетко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 11. – С. 72-76.
  4. Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, А.Г. Сухарева. – М. : Медицина, 1986. – 496 с.
  5. Данилова, Н.Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. – М. : Аспект Пресс, 2012.– 372 c.
  6. Илюхина. В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека / В.А. Илюхина. – СПб. : Изд-во Н-Л, 2010. – 368 с.
  7. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
  8. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности : Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности и их возрастные изменения» / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – № 3. – С. 46-54.
  9. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  10. Леонова, А.Б. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом / А. Б. Леонова // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – 2007. – № 3. – С. 69-81.
  11. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
  12. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. – СПб. : Институт мозга РАН, 2003. – 584 с.
  13. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. – М. : Изд-во АПН СССР, 1984. – 67 с.
  14. Поляшкова, Н.В. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития / Н.В. Поляшкова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Экология человека. – 2008. – № 2. – С. 34-38.
  15. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. – 432 с.
  16. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева – М. : Книжный дом «Либроком», 2011. – 368 с.
  17. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Д.С. Надеждин, В.Г. Сахаров // Российский педиатрический журнал. – 2015.– № 2. – С. 23-27.
  18. Судаков, К.В. Функциональные системы / К.В. Судаков. – М. : Издательство Российской академии наук, 2011. – 320 с.
  19. Физиология развития ребенка : Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. – 768 с.
  20. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов/ Н.И. Шлык. – Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. –259 с.
  21. Global Recommendations on Physical activity for Health. – Geneva, World Health Organization, 2010. – 60 p.
  22. Janssen, I. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth / I. Janssen, A. Leblanc // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. – 2010. – Vol. 7. – No. 40. – P. 1-16.
  23. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. – 1995. – Vol. 273. – No. 5. – Р. 402-407.
Контактная информация: krivolapchuk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 29.08.2016