Вы здесь

Викерчук М.И. Методика обучения слабовидящих детей игре в шахматы на примере специализированной школы-интерната

УДК 376.352
 
Методика обучения слабовидящих детей игре в шахматы на примере специализированной школы-интерната
Максим Игоревич Викерчук, аспирант,
Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВПО «РГСУ»), г. Москва

 
Аннотация
Социальная реабилитация инвалидов – одна из важнейших проблем современного общества. На примере специализированной школы-интерната среди слабовидящих детей был проведен научный эксперимент, оценивающий эффективность влияния занятия шахматами на социализацию детей-инвалидов по зрению. Новизна методики обучения состояла в использовании различных игровых методов и внедрении инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Был проведен ряд тестов, направленных на определение уровня социальной адаптации школьников младших и средних классов, как занимающихся, так и не занимающихся шахматами. Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности занятий шахматами по данной методике, как с точки зрения достижения спортивных результатов, так и с точки зрения повышения уровня социализации учащихся.
Ключевые слова: социальная адаптация, социализация детей-инвалидов по зрению посредством игры в шахматы, адаптивная физическая культура, игровая форма обучения, информационно-коммуникационные технологии в обучении, тесты для определения уровня социальной адаптации.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве» № 16 от 28 апреля 2010 года [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/294786/ (дата обращения : 20.05.2015).
  2. Альманах психологических тестов. – М. : Изд-во «КСП», 1995. – 400 с.
  3. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. – М. : Советский спорт, 2010. – 315 с. : ил. – (Спорт без границ).
  4. Викерчук, М.И. Возможности социально-психологической реабилитации слепых детей (на примере обучения игре в шахматы) / М.И. Викерчук //Акмеология. – 2014. – № 4. – С. 46-47.
  5. Викерчук, М.И. Интеллектуальный уровень современной молодежи – инструмент экономического развития страны / М.И. Викерчук, М.С. Никологорский // Вопросы региональной экономики. – 2013. – № 3 (16). – С. 32-37.
  6. Возжаева, Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов / Ф.С. Возжаева // Социальные исследования. – 2002. – № 6. – С. 116-121.
  7. Герасимова, С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами : дис. … канд. пед. наук / Герасимова Светлана Викторовна. – М., 2001. – 139 с.
  8. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация : учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. – 4-е издание. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. – 340 с.
  9. Костьев, А.Н. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам : дис. … канд. пед. наук / Костьев Александр Николаевич. – М., 2011. – 166 с.
  10. Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания : программа для детей 5-9 лет / Л.И. Малашинская., А.А. Осипова. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 104 с.
  11. Махов, А.С. Клубная система адаптивного спорта – база для подготовки волонтеров / А.С. Махов // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 1 (45). – С. 29-31.
  12. Махов, А.С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях / А.С. Махов, И.В. Тимофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 29-31.
  13. Михайлова, И.В. Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с инвалидностью / И.В. Михайлова // Детский тренер. – 2010. – № 3. – С. 18-22.
  14. Михайлова, И.В. Мышление схемами как метод совершенствования стратегического мастерства юных шахматистов / И.В. Михайлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 1. – С. 50-60.
  15. Михайлова, И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных программ и Интернета : дис. … канд. пед. наук / Михайлова Ирина Витальевна. – М., 2005. – 266 с.
  16. Михайлова, И.В. Что важнее, стратегия или тактика? / И.В. Михайлова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 3. – С. 28-34.
  17. Михайлова, И.В. Социально-педагогические аспекты инфокоммуникационной технологии дистанционного обучения основам адаптивного шахматного спорта / И.В. Михайлова // Ученые записки Российского Государственного Социального Университета. – 2009. – № 10. – С. 123-130.
  18. Полоудин, В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников : дис. … канд. пед. наук / Полоудин Виталий Александрович. – Город, 2007. – 192 с.
  19. Социализация // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.Н. Иванов. – М. : Мысль, 2004. – Т. 2. – С. 445-448.
  20. Специальная психология / под редакцией В.И. Лубовского. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.
Контактная информация: alexm-77@list.ru
Статья поступила в редакцию 25.06.2015.