Вы здесь

Маджуга А.Г., Салимова Л.Х., Хамидуллин А.М. Феноменология синергетической культуры личности в контексте постнеклассической науки

УДК 37.015:008:1/14 (07)
 
Феноменология синергетической культуры личности в контексте постнеклассической науки
Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, заведующий кафедрой, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; Лилия Хазиннуровна Салимова, кандидат педагогических наук, доцент Башкирский государственный университет, Уфа; Азат Марсович Хамидуллин, соискатель, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Аннотация
В статье рассмотрены особенности постнеклассической науки третьего тысячелетия, раскрыта сущность синергетической культуры личности и представлены её компоненты. Впервые авторы дают развернутое, методологически обоснованное определение синергетической культуры личности, рассматривая её как многомерный феномен. На основе теоретического анализа и обобщения литературы по проблеме исследования предложены дидактические принципы реализации синергетического образования и описаны этапы формирования синергетической культуры участников образовательного процесса.
Ключевые слова: постнеклассическая наука, синергетика, синергетическая концепция образования, принципы синергетики, принципы дидактики нового типа, методология синергетики, синергетическая культура, теория самоорганизации.

 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Арзуманян, Р. Кромка Хаоса. Сложное мышление и сеть: парадигма нелинейности и среда безопасности XXI века / Р. Арзуманян. – М. : Издательский Дом «Регнум», 2012. – 600 с.
  2. Загоруля, Т.Б. Развитие синергетической культуры личности в образовательном процессе вуза / Т.Б. Загоруля // Педагогическое образование. – 2012. – № 5. – С. 115-125.
  3. Ишков, А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография / А.Д. Ишков. – М. : Издательство АСВ, 2004. – 224 с.
  4. Князева, Е.Н. Основания синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. – СПб. : Алетейя, 2002. – 414 с.
  5. Кульневич, С.В. Проблемы обновления содержания учебных программ в контексте педагогической синергетики / С.В. Кульневич // Историко-культурные, содержательные и науковедческие аспекты развития педагогического образования и педагогической науки на Дону : альманах. Вып. III. – Известия ЮО РАО. – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 90-101.
  6. Маджуга, А.Г. Синергетика и образование. Основные положения концептуальной модели : монография / А.Г. Маджуга, Э.Ф. Асадуллин, С.Х. Асадуллина. – Saarbr?cken : LAB LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2013. – 405 c.
  7. Синергетика : труды семинара. Т. 3 : Материалы Круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы» / Московский гос. ун-т. – М. : Изд-во МГУ, 2000. – 368 с.
  8. Стёпин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая реальность / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2003. – № 6. – С. 5-17.
  9. Хакен, Г. Основные понятия синергетики / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. – М. : Мир, 2000. – С. 28-57.
  10. Хамидуллин, А. М. Синергетическое образование как основа формирования у обучающихся нового мировоззрения / А. Г. Маджуга, А.М. Хамидуллин // Психология и педагогика. – 2012. – № 4. – С. 44-53.
  11. Урсул, А.Д. Глобализация через устойчивое развитие / А.Д. Урсул // Безопасность Евразии. – 2004. – № 1. – С. 25-28.
Контактная информация: Mag-d@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 16.09.2014.