Вы здесь

Тойшыбекова М.К., Москаленко Г.В., Парфенов Ю.А. Влияние особенностей семейных отношений на социальное функционирование подростков с делинквентным поведением

УДК 159
Влияние особенностей семейных отношений на социальное функционирование подростков с делинквентным поведением
Майра Канапияновна Тойшыбекова, магистр,
Галина Владимировна Москаленко, аспирант,
Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент,
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
В исследовании показано, что нормативность социального функционирования подростков с делинквентным поведением достоверно коррелирует с выраженностью деструктивных проявлений в их семейных отношениях, причем компоненты многомерного конструкта социального функционирования по-разному деформируются под влиянием деструктивных семейных отношений, в частности: личные и общественные взаимоотношения характеризуются упрощенной системой межличностных отношений, отрицательным отношением с родителями и друзьями; самоотношение характеризуется заниженной самооценкой, неуверенностью и неудовлетворенностью собой; общественно полезная активность, включая работу и учебу, характеризуется низким уровнем социально-значимой мотивационной направленности, отсутствием умений и навыков самоорганизации и отсутствием потребности в организованной деятельности; поведение характеризуется высокими показателями деструктивной агрессивности у таких подростков.
Доказано, что психологические предикторы социального функционирования подростков с делинквентным поведением объединяются в шесть ведущих факторов, объясняющих более 70% дисперсии показателя «социальное функционирование»: патология семейных отношений; личностная и социальная идентичность; стрессоустойчивость; эмоционально-поведенческая активность; выраженность реактивной патологии; напряженность межличностных отношений, которые отражают феноменологию психологических признаков девиантного варианта социального функционирования.
Ключевые слова: подростки, семейное насилие, жестокое обращение в семье, социальное функционирование.
ЛИТЕРАТУРА
1.       Дробышевская, Г.В. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье / Г.В. Дробышевская, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 12 (82). – С. 30-35.
2.       Взаимосвязь кинематографических предпочтений, агрессивности и межличностных отношений у подростков / Г.В. Дробышевская, Ю.А. Парфенов, В.Г. Белов, А.М. Калугин, Р.М. Коротенкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 1 (83). – С. 20-25.
3.       Дробышевская, Г.В. Системный подход к определению установки / Г.В. Дробышевская // Ученые записки Санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. – № 2 (14). – С. 63-67.
4.       Москаленко, Г.В. Психологический статус подростков в раннем периоде после психологической травмы, связанной с насилием в семье / Г.В. Москаленко, Ю.А. Парфенов, В.Г. Белов, В.М. Кирьянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 2 (84). – С 22-28.
5.       Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования / А.Д. Наследов. – СПб. : Речь, 2008. – 392 c
6.       Посохова, С.Т. Психодиагностика : конспект лекций / С.Т. Посохова. – М. : Изд-во «АСТ», 2007. – 160 c.
7.       Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара : Летопись, 2010. – 458 с.
Контактная информация: my-internety@yandex.ru

Показать полный текст