Вы здесь

Солодков А.С., Левшин И.В. Формирование и развитие научно-педагогических школ кафедры физиологии

УДК 796.01:612
Формирование и развитие научно-педагогических школ кафедры физиологии
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ,
доктор медицинских наук, профессор,
Игорь Викторович Левшин, доктор медицинских наук, профессор,
Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Формирование научно-педагогических школ по физиологии началось в 1896 году на Высших курсах физического образования при биологической лаборатории ещё до создания кафедры. В дальнейшем школы формировались и развивались, как правило, по направлениям физиологии спорта, создаваемым заведующими кафедрой физиологии. Результаты научных исследований в подавляющем большинстве случаев реализованы в учебном процессе. В течение первых восьми лет (1919-1927) под руководством Л.А. Орбели были проведены первые исследования по оценке нервно-мышечных изменений при выполнении физических упражнений. В дальнейшем анализ динамики физиологических функций у спортсменов позволил А.Н. Крестовникову издать первый учебник по физиологии для вузов физической культуры (1938) и первую монографию по физиологии спорта (1939). Физиология нервно-мышечного аппарата, кровообращения, стрессовых состояний, а также особенности двигательных навыков, физических качеств и вариативности функциональных систем спортсменов исследовались Е.К. Жуковым и Н.В. Зимкиным (1956-1975). А.С. Мозжухин и его сотрудники с 1975 по 1984 гг. изучали проблемы физиологических резервов организма спортсменов. В 1986 г. кафедру возглавил А.С. Солодков, который определил и совместно с сотрудниками кафедры начал разработку различных вопросов физиологической адаптации спортсменов, а также способов и средств сохранения, восстановления и повышения работоспособности при мышечной деятельности.
Ключевые слова: физиология, функциональные системы, научно-педагогические школы, диссертации, учебные программы, учебники, учебные пособия.
ЛИТЕРАТУРА
1.       Вернадский, В.И. Труды по истории науки в России / В.И. Вернадский. – М. : Наука, 1988. – 468 с.
2.       Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 532 с.
3.       Зимкин, Н.В. Учебная и научная деятельность кафедры физиологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта за 70 лет / Н.В. Зимкин, А.С. Мозжухин, А.С. Солодков // Современное состояние и актуальные проблемы физиологии спорта : межвуз. сб. науч. тр. / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; [ред. А.С. Солодков и др.]. – Л., 1989. – С. 5-16.
4.       Таймазов, В.А. Кафедре физиологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта – 90 лет / В.А. Таймазов, А.С. Солодков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. –№ 5 (51). – С. 93-96.
5.       Агеевец, В.У. 80-летний юбилей кафедры физиологии / В.У. Агеевец, А.С. Солодков // Физиология спорта – состояние и перспективы : материалы междунар. науч. конф. / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1999. – С. 4-7.
6.       Солодков, А.С. Петербургские этюды физиологии спорта // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 4. – С. 57-61.
Контактная информация: levshin07@gmail.com
Статья поступила в редакцию 16.10.2012.

Показать полный текст