Вы здесь

Васельцова И.А. Формирование эмоциональной устойчивости у студентов транспортного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки

УДК 796.07
Формирование эмоциональной устойчивости у студентов транспортного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки
Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент,
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС)
Аннотация
Известно, что более 50% нарушений безопасности движения на сети дорог и производственных браков, связанны с человеческим фактором. Ограниченно годные по психофизиологическим показателям специалисты, компенсируя недостаточно развитые профессионально важные качества, перегружают другие функциональные системы организма, что приводит к повышенному его износу, развитию хронических заболеваний, к снижению эффективности профессиональной деятельности. Кроме того, данная категория специалистов часто испытывает трудности адаптации в период освоения профессиональной деятельности. В работе конкретизируются профессиографические особенности инженерно-технической деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта; выявляется содержательное наполнение понятий «стресс» и «эмоциональная устойчивость»; предлагается комплекс средств, направленный на формирование эмоциональной устойчивости студентов транспортного вуза.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессионально-прикладная физическая подготовка, транспортный вуз.
ЛИТЕРАТУРА
1.       Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства : автореф. дис. … канд. психол. наук / Баранов А.А. – Ижевск, 1995. – 22 с.
2.       Васельцова, И.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов транспортного вуза : монография / Ирина Александровна Васельцова. – Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та путей сообщения, 2007. – 137 с.
3.       Васельцова, И.А. Логика структурирования содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 12 (46). – С. 7-11.
4.       Васельцова, И.А. Комплекс учебных средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7 (53). – С. 18-23.
5.       Васельцова, И.А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 5 (63). – С. 9-13.
6.       Васельцова, И.А. Элементы здорового образа жизни в содержательном наполнении структурных компонентов психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 12 (70). – С. 23-27.
7.       Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии труда оператора. – М. : Наука, 1974. – С. 138-172.
8.       Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16-24.
9.       Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб. : Издательство «Сентябрь», 2001. – 260 с.
10.   Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – М. : Прогресс, 1979. – 392 с.
Контактная информация: samgups_fis@mail.ru
Статья поступила в редакцию 05.10.2012.

Показать полный текст