Вы здесь

Каращук Л.Н., Шалимова Е.Н., Конопкина В.Д., Дмитриева М.Н. Исследование ценностных ориентаций подростков для активизации образовательного процесса

УДК 159.923.2
 
Исследование ценностных ориентаций подростков для активизации образовательного процесса
Любовь Николаевна Каращук, старший преподаватель, Елена Николаевна Шалимова, старший преподаватель, Виктория Дмитриевна Конопкина, студентка, Мария Николаевна Дмитриева, кандидат педагогических наук, доцент, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация
В статье проведен анализ ценностной сферы подростков с точки зрения различных авторов, изложены содержательные аспекты терминальных и инструментальных ценностей. В проведенном исследовании была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», опрошено 60 школьников 13–15 лет одной из школ города Рязани: 30 девочек и 30 мальчиков. Были сформированы общие рейтинги ценностей детей, а также отдельные рейтинги по половому признаку с целью проведения сравнительного анализа. В тройку наиболее важных инструментальных ценностей подростков вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», в сфере терминальных ценностей: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Проведена статистическая проверка значимости различия ценностей в зависимости от пола по критерию Манна-Уитни, выделены наиболее существенные различия. Полученные в ходе исследования результаты позволяют использовать их в индивидуальном подборе педагогических воздействий для активизации образовательного процесса.
Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, направленность личности, подростковый возраст, обучение, активизация образовательного процесса.
 
Литература
  1. Баранова, А.В. Анализ современных зарубежных исследований личностных особенностей в рамках психогенетики / А.В. Баранова, Л.Н. Каращук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. – 2017. № 1 (16). – URL : http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=246 (дата обращения: 01.06.2020).
  2. Зауторова, Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория / Э.В. Зауторова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2010. – № 4. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-kategoriya-2 (дата обращения: 02.06.2029).
  3. Низовских, Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование личностного саморазвития / Н.А. Низовских. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 405 с.
  4. Колиниченко, И.А. Исследования идентичности и морального развития личности в современной психологии : монография – Пятигорск : [б. и.], 2015. – 130 с.
  5. Синельников, А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи / А.Б. Синельников // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2011. – №1. – С. 145–158.
  6. Дмитриева, М.Н. Методика обучения математике студентов гуманитарных специальностей вузов в контексте интенсификации обучения : дис. … канд. пед. наук / Дмитриева Мария Николаевна. – Тула, 2011. – 214 с.
Контактная информация: dmitrm05@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.08.2020
Показать полный текст