Вы здесь

Барышникова Е.В. Развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий

УДК 159.99
 
Развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий
Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов, актуальность которого обусловлена поиском новых технологий в связи переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. В статье определяется достаточная разработанность в теории и практике психолого-педагогических исследований различных аспектов развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов. Наряду с этим отмечается, что проблема развития профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения остается наименее исследованной. Цель исследования. Автором ставится цель – исследовать развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения с применением инновационных технологий. Выдвигается гипотеза о том, развитие профессиональной мотивации будущих педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения наиболее эффективно с применением инновационных технологий. Методика и организация исследования. Исследование предполагало три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент. База исследования: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, факультет психологии. В статье представлено описание этапов и результатов проведенного исследования. Результаты и их обсуждение. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и не противоречат результатам, полученным другими учеными. Проведенное исследование конкретизирует представления об исследуемом феномене и вносит вклад в развитие исследований профессиональной мотивации будущих специалистов. Выводы. Результаты исследования доказывают важность и эффективность применения инновационных технологий в развитии профессиональной мотивации у будущих педагогов-психологов. Высказывается предположение о необходимости продолжить исследование в этом направлении. Результаты проведенного исследования полезны всем участникам образовательных отношений и тем, кто интересуется вопросами повышения качества профессионального образования в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная подготовка, психолог в сфере образования, педагог-психолог, дистанционное обучение, технологии, инновационные технологии.
 
Литература
  1. Андриенко, О.А. К проблеме профессиональной мотивации студентов-психологов / О.А. Андриенко // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2020. – Т. 9, № 2 (31). – С. 303–306.
  2. Арендачук, И.В. Изменение учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе / И. В. Арендачук // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2016. – № 4. – С. 193–198.
  3. Базалий, Р. В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения / Р. В. Базалий // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 3. –URL : https://mir-nauki.com/PDF/03PDMN320.pdf (дата обращения: 13.08.2020).
  4. Барышникова, Е.В. Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности психолога в сфере образования / Е. В. Барышникова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 21–24.
  5. Гаранина, Ж.Г. Мотивация профессионального саморазвития студентов вуза, использующих дистанционные образовательные технологии / Ж. Г. Гаранина // Вестник Донского национального университета. Серия Д : Филология и психология. – 2020. – № 1. – С. 133–137ю
  6. Исследование учебной и профессиональной мотивации студентов психологических специальностей / О.В. Грибкова, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова, Т.Ю. Федорова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 4 (182). – С. 559–566.
  7. Долгова, В. И. Факторный анализ развития мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 5. – С. 117–121.
  8. Киселев, А.А. Дистанционное обучение студентов : проблемы и перспективы его развития после пандемии коронавируса / А. А. Киселев // Развитие образования. – 2020. – № 2 (8). – С. 97–100.
  9. Меркушева, Ю.С. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов / Ю.С. Меркушева, Ю. Н. Казаков // Акмеология. – 2016. – № 1 (57). – С. 103–107.
  10. Минияров, В.М. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности / В. М. Минияров, А. Е. Эстерле // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. – 2017. – № 1. – С. 26–27.
  11. Соколовская, И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции / И. Э. Соколовская // Цифровая социология. – 2020. – № 2. – С. 46–54.
Контактная информация: e.v.baryshnikova@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.08.2020
Показать полный текст